Курьерские службы
доставки

Службы доставки товаров по городу на велосипедах, средствах индивидуальной мобильности (СИМ), легковых автомобилях и пешим ходом

Сфера курьерской доставки в Москве развивается активными темпами. Курьеры – это люди, которые приходят к нам домой, поэтому важно, чтобы в сервисе работали надежные сотрудники, которые прошли проверку документов, имеют разрешение на работу и управление транспортным средством.

Сегодня:

более 100 тыс.

курьеров на СИМ и велосипедаx

500 тыс.

количество заказов в сутки

До 2030 года:

200 тыс.

курьеров на СИМ и велосипедах

1,5 млн

количество заказов в сутки

Важно! В соответствии со Стандартом о работе служб доставки всем курьерским службам и курьерам, которые работают в Москве, необходимо зарегистрироваться в модуле информационной системы Таксомотор КИС «АРТ», в которой уже регистрируются сотрудники служб такси. Информация про процесс регистрации здесь.

Данное требование предусмотрено решением Антитеррористической комиссии города Москвы (Приказ Департамента транспорта от 11.04.2024 №61-02-196/24).

Регулирование работы курьерских сервисов

Чтобы упорядочить работу сервисов доставки, вместе с крупными компаниями доставки мы разработали и утвердили единый стандарт работы курьерских служб.

Стандарт включает требования к проверке личности, внешнего вида, транспортного средства и сумки курьера, а также развитию инфраструктуры.

Прикрепленные файлы:

Цифровой профиль курьера
  • проверка личности и подлинности документов
  • получение цифрового ID в системе
  • прохождение обязательного обучающего курса и тестирования

Вопрос:

Как будет проходить проверка личности?

Ответ:

Так же как и в такси. Теперь каждый курьер будет регистрироваться в системе Правительства Москвы, проходить проверку личности и подлинности документов. Допускаться к работе будут только курьеры, получившие цифровой ID в системе.


Вопрос:

Какие документы нужно будет предоставить курьеру?

Ответ:

ФИО, паспортные данные, данные о гражданстве и месте жительства, фотографии в установленной форме, данные о наличии у курьера статуса самозанятого и номер телефона.


Вопрос:

Какие вопросы будут в обучающем курсе и тестировании?

Ответ:

В курсе будет материал на знание правил безопасного вождения в городе. Курьеры, которые не пройдут тестирование, не будут допускаться к работе.


Вопрос:

Где будет проходить обучение?

Ответ:

Обучение курьеры будут проходить на базе обучающей платформы Корпоративного университета Московского транспорта. 

Требования к транспортному средству и внешнему виду курьера

Нам важно, чтобы компании создавали для курьеров комфортные условия для работы. Курьеры были обеспечены хорошей формой, безопасным транспортом и имели комфортные условия для труда и отдыха.

Транспортное средство курьера:

Вопрос:

Почему световые приборы на транспортном средстве должны работать в течение всего рабочего дня?

Ответ:

Это требование нужно для повышения видимости курьера. Его уже соблюдают все сервисы проката электросамокатов. 


Вопрос:

Зачем нужны укрупненные номерные знаки на транспортном средстве?

Ответ:

Заметные номера хорошо считываются камерами. Установление ответственности за нарушение ПДД стало быстрее и проще. Благодаря укрупненным номерам мы уже успешно выявляем нарушителей на электросамокатах.


Вопрос:

Для чего нужна передача трека поездки?

Ответ:

Это позволит выявлять основные коридоры движения курьеров, чтобы развивать необходимую инфраструктуру для безопасного перемещения курьеров по городу. Устройства для передачи трека поездки напрямую с транспортного средства также позволяют транспорту автоматически сбрасывать скорость в медленных зонах до 5-15 км/ч.


Вопрос:

Кто будет регулировать?

Ответ:

Следить за соблюдением курьерами ПДД будут сотрудники Госавтоинспекции – штрафы предусмотрены за нарушение скорости, движение не по своей полосе, неспешивание на пешеходном переходе, езду вдвоем.  Сотрудники ГАИ будут проводить регулярные рейды, а также мы будем выявлять нарушения курьеров по городским камерам.Помимо этого, компании будут следить за внешним видом курьера и регулировать режим труда и отдыха курьера.


Внешний вид курьера (форма и сумка):

Вопрос:

Зачем нужны светоотражающие элементы на одежде и сумке курьера?

Ответ:

Это требование сделает курьера заметным на дороге в темное время суток, что важно для безопасности поездок.


Вопрос:

Зачем нужны номерные знаки на сумке доставки?

Ответ:

Это позволит определять курьеров, когда они передвигаются пешим ходом и в момент передачи заказа. Номера на сумке должны быть крупными, чтобы хорошо считываться. Это позволит выявлять нарушения по городским камерам.

Развитие инфраструктуры
  • велодорожки на популярных маршрутах
  • увеличение числа велопарковок
  • удобное расположение магазинов-складов (дарксторов)

Вопрос:

Для чего нужно развитие инфраструктуры?

Ответ:

Для комфортного и безопасного передвижения по городу курьеров необходимо создание инфраструктуры. Мы будем вводить велоинфраструктуру на популярных маршрутах и разрабатывать оптимальные и безопасные маршруты для сокращения длительности поездки.


Вопрос:

Сколько городских велопарковок в Москве?

Ответ:

На сегодняшний день в городе установлено более 15 тысяч велопарковок. В 2024 году мы будем развивать велоинфраструктуру не только в центре города, но и в других районах, в том числе у магазинов-складов. Найти парковки можно на карте на Едином транспортном портале.


Вопрос:

Какие требования будут предъявляться к магазинам-складам?

Ответ:

Магазины-склады должны будут обеспечить правильную парковку курьерских транспортных средств. Это позволит обеспечить порядок в парковочной зоне и у входа в магазины-склады, исключая помехи для пешеходов. 

В будущем мы будем планировать размещение складов на этапе планирования городской инфраструктуры и закладывать пространства вместе с Москомархитектурой.

Дальнейшие планы

Вместе с компаниями доставки мы будем создавать необходимые условия для работы курьеров: повышать уровень условий труда, разрабатывать образовательные материалы, развивать необходимую инфраструктуру и повышать безопасность поездок.

Нам важно, чтобы сервисы доставки были упорядочены повсеместно, поэтому сейчас мы принимаем активное участие в разработке Федерального закона.

Вопрос:

Требования сейчас предъявляются только к Москве?

Ответ:

Да, на первом этапе требования предъявляются только к компаниям, работающим в Москве.


Вопрос:

Кто сейчас принимает участие в разработке Федерального закона?

Ответ:

Вместе с Московским государственным юридическим университетом имени О. Е. Кутафина мы изучаем, как мы можем повысить условия труда курьера и вывести профессию курьер в социально-защищенную категорию граждан. Рассчитываем, что федеральный закон будет принят уже в следующем году.


Вопрос:

Дорожная карта регулирования

Ответ:

Запуск регулирования будет осуществляться в 3 этапа. 

I Этап

15 мая 2024 г.

Транспортное средство:

  • Опрятный вид без лишних элементов, следов коррозии и загрязнений
  • Включение световых приборов в течение всей смены
  • Наличие звукового сигнала, исправной тормозной системы, передней фары и заднего фонаря
  • Прочно зафиксированная корзина для размещения сумки доставки на задней части

Сумка:

  • Сумка без загрязнений и повреждений

Форма:

  • Одежда со светоотражающими элементами
  • Одежда без загрязнений и повреждений
  • Одежда и обувь закрытого типа

II Этап

1 октября 2024 г.

I Этап +

Транспортное средство:

  • Идентификационные номера, считываемые камерами и не закрытые лишними элементами

Сумка:

  • Идентификационные номера, считываемые камерами и не закрытые лишними элементами
  • Светоотражающие элементы (крышка сумки и боковые канты)

Форма:

  • Форма или элементы одежды, обеспечивающие узнаваемость и принадлежность к компании

III Этап

1 мая 2025 г.

I Этап, II Этап +

Транспортное средство:

  • Автоматическое ограничение скорости 25 км/ч
  • Соблюдение ограничения скорости в медленных зонах
  • Передача местонахождения

Стандарт работы курьера

Нам важно, чтобы работа курьера была безопасной, поэтому мы разработали Стандарт работы курьера на основе Приказа Департамента транспорта, в котором курьеры смогут найти правила и рекомендации по поведению в городе и рабочему процессу.

Согласно приказу от 11.04.2024 №61-02-196/24, курьеры, работающие в службе доставки, должны пройти тестирование на знание правил безопасного вождения транспортных средств в городе перед началом работы.

Примечание: на сайте используется тренировочный формат единого тестирования.

Тестирование для курьеров
Картинка с курьерами