История и развитие

1775 – 1917

Речной транспорт как новый способ проведения досуга

Значение Москвы-реки для города Москва огромно. Она играла важную роль в товарообороте и освоении территорий. С развитием города участки вдоль реки стали значимыми и были включены в проектные планы. Развитие речного транспорта началось в середине XIX века, а регулирование течения и создание порта сделали возможным улучшение Москва-реки. В частности, построение Бабьегородской плотины, Краснохолмских сооружений и Москворецкой шлюзовой системы определили характер использования Москва-реки в городе и за его пределами.

Торжественная иллюминация теплохода «Клим Ворошилов» на Москве-реке в честь празднования 800-летия Москвы.
Фото Г. Корабельникова. 7 сентября 1947 года. Главархив Москвы
Метромост через Москву-реку у Ленинских гор. Автор – А. Сергеев-Васильев.
Москва. 15 марта 1959 г. Главархив Москвы
Кремлёвская набережная 28 мая 1956 г.
Фото Н. Грановского. Главархив Москвы
1917 – 1941

Формирование культуры речных пассажирских перевозок

Революционные события 1917 года и Гражданская война привели к упадку речного транспорта. Но в 1930-х годах Москва-река начала играть важную роль в городском хозяйстве. Создались новые жилые и административные сооружения вдоль реки, и были построены три грузовые гавани. Также развивались пассажирские перевозки, для которых были построены комфортабельные суда и речные вокзалы. При этом проводилась реконструкция столичного водного хозяйства. В результате этих изменений сформировался знакомый облик основной водной артерии Москвы.

  • В июне 1931 года в Москве открыли первый речной вокзал на острове, образованном Водоотводным каналом.
  • В июле 1931 года появился внутригородской речной транспорт. Четыре «речных трамвая» выходят в рейс от фабрики «Парижская коммуна» на Шлюзовой набережной до Дорогомилово, работавший с 5:30 до 1:00 с интервалом движения около 20 минут. Стоимость проезда составляла от 10 до 30 копеек.
  • 10 июля 1935 года на Московской судостроительной верфи спустили на воду катер трамвайного типа проекта МСВ-07, который стал самым массовым в довоенной Москве.
Вид на здание Московского речного вокзала со стороны Москвы-реки.
Автор неизвестен. Москва. 1930-е гг.
На остановке речного трамвая.
Автор неизвестен. Москва. 1930-е гг.
Речные трамваи в районе Ленинских гор.
Автор неизвестен. Москва. 1930-е гг.
1941 – 1945

Южный речной вокзал – центр эвакуации и снабжения Москвы в годы Великой Отечественной войны

В начале войны столичные речники были задействованы в эвакуации населения и оборудования заводов и фабрик. Они организовали вывоз грузов и ценностей. Южный речной вокзал и грузовые причалы Южного речного порта стали центром эвакуации, а главным водным путём – Москворецкая водная система.

Речники перевезли больше людей, чем за всю навигацию мирного 1940 года. Они также снабжали столицу топливом и продовольствием, а речные трамваи использовались в роли тральщиков.

В порту Южного речного вокзала. Автор – Раскин.
Место съёмки – неизвестно. 1950-е гг. Главархив Москвы
Строительство моста через Москву-реку у Западного порта.
Автор – Н. Кулешов. Москва. 03.04.1964 г.
В затоне Московского судостроительного и судоремонтного завода.
Автор – неизвестен. Москва. Июль 1958 г.
1945 – 2006

Нагатино – центр столичного судостроения

В послевоенные годы пассажирооборот Московского водного узла снизился из-за сокращения наличия пассажирских теплоходов. Резкий спад был вызван главным образом сокращением наличия пассажирских теплоходов – 16 судов в 1948 году против 70 судов в 1940 году. Прежние «речные трамваи», выполнившие поставленные перед ними в годы Великой Отечественной войны боевые задачи, устарели.

В 1947 году, всего через 2 года после окончания войны, Центральное технико-конструкторское бюро Минречфлота РСФСР утвердило проект теплохода «Москвич», предназначенного для городских и пригородных перевозок на короткие расстояния. Головное судно было построено в Нагатино на Московском судоремонтном и судостроительном заводе, который все последующие годы играл важную роль в обновлении флота. Позднее нём строились буксиры «Речной» и «РТ», теплоходы «Москва» и «Заря» и другие суда, которые и сегодня продолжают определяют облик речных магистралей десятков городов. В 1957 году на заводе «Красное Сормово» был построен первый пассажирский теплоход на мелкопогруженных крыльях — «Ракета». Применение подводных крыльев позволило добиться значительного увеличения скорости речных судов и сокращения времени поездки.

Обновление флота способствовало расширению маршрутной сети: если в навигацию 1950 года было 11 внутригородских и пригородных линий, то в сезон 1974 года — 64 линии, которые обслуживали почти 70 судов разного класса и назначения. В навигацию 1975 года флот Московского речного пароходства перевёз около 20 миллионов человек. В 2006 году произошла отмена субсидирования и фактическое прекращение работы речного транспорта в Москве в качестве общественного.

Канал имени Москвы; вид на шлюз Карамышевского гидроузла.
Автор – В. Савостьянов. Москва. 1957 г. Главархив Москвы
Канал имени Москвы; выход теплохода из шлюза № 8 Автор – неизвестен.
Москва. 16.08.1961 г. Главархив Москвы
Большегрузная самоходная баржа «Ярославль» проходит шлюз № 9 канала имени Москвы
в направлении Южного речного порта.
Автор – М. Редькин, В. Савостьянов. Москва. 04.07.1957 г.
Шлюз № 7 канала имени Москвы. Автор – Н. Грановский.
Москва. 1962 г. Главархив Москвы
2020 – н.в.

Возрождение столичного речного транспорта

Сегодня столичный речной транспорт переживает возрождение, начавшееся с запуска Северного речного вокзала 2020 году.

Северный речной вокзал в истории был больше, чем просто транспортный узел. Он был и модным местом отдыха, и героем фильмов, и отправной точкой арктических экспедиций. Порт пяти морей в 2020 году снова стал готов принимать гостей.

В 2023 году мы продолжили обновлять маршрутную сеть, включив в нее 10 основных экскурсионных прогулок и 1 переправу. У каждого маршрута теперь свой цвет на схеме и расписание. Вместе с тем были внедрена и единая система навигации для посадки и высадки пассажиров, а также для помощи в ориентировании на причалах и набережных. Теперь отправиться на прогулку по Москве-реке еще проще. На билетном сервисе «Суда сюда!»: на одном сайте можно купить билеты на разные виды прогулочных теплоходов. На билете выделена вся необходимая информация — номер маршрута, время и дата отправления, нужный причал, название судна и т.д. За безопасность движения теперь отвечает Водный патруль ЦОДД.

С началом навигации жители и гости города смогут отправляться в круизы по Москве-реке сразу из двух точек — с Северного речного вокзала и с Южного, который открыли после реконструкции в 2023 году.

20 июня 2023 года открылся 1-ый регулярный речной маршрут «Киевский — Сердце Столицы».

В рамках первого этапа открыты 6 причалов-остановок: Киевский, Трехгорный, Сити-Центральный, Сити-Багратион, Кутузовский и Сердце Столицы.

29 сентября 2023 года открылся 2-й регулярный речной маршрут «ЗИЛ — Печатники». В рамках первого этапа открыты 6 причалов-остановок: ЗИЛ, Автозаводский мост, Кленовый бульвар, Южный речной вокзал, Нагатинский затон и Печатники.

Количество причалов-остановок на 1-ом и 2-ом регулярных речных маршрутах постепенно будет увеличиваться. Новые причалы-остановки начнут свою работу по мере готовности причальной инфраструктуры.

Здание Северного речного вокзала. Автор – М.Х. Мариньо.
Место съёмки – Москва. Дата съёмки – 09.07.1997 г. Главархив Москвы
Парад судов 2022 года. Медиацентр
Парад судов 2022 года. Медиацентр
Парад судов 2022 года. Медиацентр

Упомянутые причалы

Все причалы и вокзалы
1 Воробьевы горы
1 Спортивная
3Северный
4Исторический
2 Речной вокзал
2 Водный стадион
3Северный
ППереправа
1 Охотный ряд
3Северный
7Южный
2 Технопарк
2 Коломенское
3Северный
7Южный
Все причалы

В планах Правительства Москвы – в 2023 году возродить в Москве речной городской транспорт. Регулярные речные перевозки в Москве последние несколько десятилетий были незаслуженно забыты. Было принято решение возродить этот сервис и перевести его в разряд регулярного городского транспорта.

2020

В 2020 г. после грандиозной реставрации был открыт Северный речной вокзал. В 2023 г. завершена комплексная реконструкция Южного речного вокзала.

Переправы СРВ-Захарково, СРВ-Химки:

  • общая 2022 год: 247 тыс. чел., общий план: 276 тыс.чел.
  • СРВ-Захарково 2022 год: 181 тыс.чел., 2023 год: 199 тыс.чел.
  • СРВ-Химки 2022 год: 66 тыс.чел., 2023 год: 73 тыс.чел.

Круизы СРВ:

  • Северный речной вокзал - 2022 год: 230,7 тыс. чел., 2023 год: 242,2 тыс.чел.
  • Южный речной вокзал - 2022 год: 9,6 тыс чел., 2023 год: 10,6 тыс.чел.

Площади вокзалов:

Площадь ЮРВ
5 936 кв.м
Площадь СРВ
9 606 кв.м
2022

В 2022 году Департамент транспорта обновил маршрутную сеть, включив в нее 8 основных экскурсионных прогулок. А с 2023 добавилось еще два новых маршрута. У каждого маршрута теперь свой цвет на схеме и расписание, больше не нужно искать по поисковику разные сайты, сравнивать маршруты — все это есть на единой схеме. На причалах сделали зонирование — поставили специальные ограждения, чтобы вы могли ждать свой теплоход не в толпе, а в порядке живой очереди.

В рамках поддержки бизнеса и развития прогулочного транспорта на Москве-реке Департамент транспорта предоставляет грант юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, кто осуществлял перевозку жителей и гостей города Москвы по экскурсионно-прогулочным маршрутам, соблюдая установленные Департаментом транспорта требования в части оснащения навигационными элементами, введения билетной системы, улучшения клиентских сервисов и обеспечения работы на маршрутах в период навигации 2022 года.

Прогулочный флот:

2022 год
1,8 млн человек
план на 2023 год
2,2 млн человек
2023

В 2023 году на Москве-реке начали свою работу российские электросуда.

В рамках первого этапа запущено 2 регулярных речных маршрута «Киевский — Сердце Столицы» и «ЗИЛ — Печатники».

С запуском нового вида пассажирского транспорта в столице появится:

  • 21 электросудно
  • 23 плавучих причала с 4 береговыми зарядными станциями
  • 2 пункта технического обслуживания флота с возможностью подзарядки