Значение Москвы-реки для города Москва огромно. Она играла важную роль в товарообороте и освоении территорий. С развитием города участки вдоль реки стали значимыми и были включены в проектные планы. Развитие речного транспорта началось в середине XIX века, а регулирование течения и создание порта сделали возможным улучшение Москва-реки. В частности, построение Бабьегородской плотины, Краснохолмских сооружений и Москворецкой шлюзовой системы определили характер использования Москва-реки в городе и за его пределами.
Революционные события 1917 года и Гражданская война привели к упадку речного транспорта. Но в 1930-х годах Москва-река начала играть важную роль в городском хозяйстве. Создались новые жилые и административные сооружения вдоль реки, и были построены три грузовые гавани. Также развивались пассажирские перевозки, для которых были построены комфортабельные суда и речные вокзалы. При этом проводилась реконструкция столичного водного хозяйства. В результате этих изменений сформировался знакомый облик основной водной артерии Москвы.
В начале войны столичные речники были задействованы в эвакуации населения и оборудования заводов и фабрик. Они организовали вывоз грузов и ценностей. Южный речной вокзал и грузовые причалы Южного речного порта стали центром эвакуации, а главным водным путём – Москворецкая водная система.
Речники перевезли больше людей, чем за всю навигацию мирного 1940 года. Они также снабжали столицу топливом и продовольствием, а речные трамваи использовались в роли тральщиков.
В послевоенные годы пассажирооборот Московского водного узла снизился из-за сокращения наличия пассажирских теплоходов. Резкий спад был вызван главным образом сокращением наличия пассажирских теплоходов – 16 судов в 1948 году против 70 судов в 1940 году. Прежние «речные трамваи», выполнившие поставленные перед ними в годы Великой Отечественной войны боевые задачи, устарели.
В 1947 году, всего через 2 года после окончания войны, Центральное технико-конструкторское бюро Минречфлота РСФСР утвердило проект теплохода «Москвич», предназначенного для городских и пригородных перевозок на короткие расстояния. Головное судно было построено в Нагатино на Московском судоремонтном и судостроительном заводе, который все последующие годы играл важную роль в обновлении флота. Позднее нём строились буксиры «Речной» и «РТ», теплоходы «Москва» и «Заря» и другие суда, которые и сегодня продолжают определяют облик речных магистралей десятков городов. В 1957 году на заводе «Красное Сормово» был построен первый пассажирский теплоход на мелкопогруженных крыльях — «Ракета». Применение подводных крыльев позволило добиться значительного увеличения скорости речных судов и сокращения времени поездки.
Обновление флота способствовало расширению маршрутной сети: если в навигацию 1950 года было 11 внутригородских и пригородных линий, то в сезон 1974 года — 64 линии, которые обслуживали почти 70 судов разного класса и назначения. В навигацию 1975 года флот Московского речного пароходства перевёз около 20 миллионов человек. В 2006 году произошла отмена субсидирования и фактическое прекращение работы речного транспорта в Москве в качестве общественного.
Сегодня столичный речной транспорт переживает возрождение, начавшееся с запуска Северного речного вокзала 2020 году.
Северный речной вокзал в истории был больше, чем просто транспортный узел. Он был и модным местом отдыха, и героем фильмов, и отправной точкой арктических экспедиций. Порт пяти морей в 2020 году снова стал готов принимать гостей.
В 2023 году мы продолжили обновлять маршрутную сеть, включив в нее 10 основных экскурсионных прогулок и 1 переправу. У каждого маршрута теперь свой цвет на схеме и расписание. Вместе с тем были внедрена и единая система навигации для посадки и высадки пассажиров, а также для помощи в ориентировании на причалах и набережных. Теперь отправиться на прогулку по Москве-реке еще проще. На билетном сервисе «Суда сюда!»: на одном сайте можно купить билеты на разные виды прогулочных теплоходов. На билете выделена вся необходимая информация — номер маршрута, время и дата отправления, нужный причал, название судна и т.д. За безопасность движения теперь отвечает Водный патруль ЦОДД.
С началом навигации жители и гости города смогут отправляться в круизы по Москве-реке сразу из двух точек — с Северного речного вокзала и с Южного, который открыли после реконструкции в 2023 году.
20 июня 2023 года открылся 1-ый регулярный речной маршрут «Киевский — Сердце Столицы».
В рамках первого этапа открыты 6 причалов-остановок: Киевский, Трехгорный, Сити-Центральный, Сити-Багратион, Кутузовский и Сердце Столицы.
29 сентября 2023 года открылся 2-й регулярный речной маршрут «ЗИЛ — Печатники». В рамках первого этапа открыты 6 причалов-остановок: ЗИЛ, Автозаводский мост, Кленовый бульвар, Южный речной вокзал, Нагатинский затон и Печатники.
Количество причалов-остановок на 1-ом и 2-ом регулярных речных маршрутах постепенно будет увеличиваться. Новые причалы-остановки начнут свою работу по мере готовности причальной инфраструктуры.
Переправы СРВ-Захарково, СРВ-Химки:
Круизы СРВ:
Площади вокзалов:
В рамках поддержки бизнеса и развития прогулочного транспорта на Москве-реке Департамент транспорта предоставляет грант юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, кто осуществлял перевозку жителей и гостей города Москвы по экскурсионно-прогулочным маршрутам, соблюдая установленные Департаментом транспорта требования в части оснащения навигационными элементами, введения билетной системы, улучшения клиентских сервисов и обеспечения работы на маршрутах в период навигации 2022 года.
Прогулочный флот:
В рамках первого этапа запущено 2 регулярных речных маршрута «Киевский — Сердце Столицы» и «ЗИЛ — Печатники».
С запуском нового вида пассажирского транспорта в столице появится: