Единая система транспортной навигации в Москве

В Москве создана единая система навигации, связывающая все виды городского транспорта. Она помогает жителям и туристам узнать, в какой точке города они находятся, подобрать удобный маршрут и спланировать пересадки.

Зачем нужна единая навигация?

Современный мегаполис не может существовать без понятной системы навигации. Это не только знаки и указатели, это все способы, с помощью которых люди ориентируются и перемещаются. Система навигации связывает все виды транспорта между собой в единую транспортную сеть за счет предоставления четкой и понятной информации в нужное время и в нужном месте на всем пути следования.

Прежняя система навигации не формировала представление о городском транспорте как о целостной системе, была непонятной для туристов.

В метрополитене возникали трудности с поиском нужного выхода, пешеходам было сложно ориентироваться в городе.

Чтобы решить эти проблемы, мы проанализировали, как люди воспринимают передвижение по городу, их основные трудности и вопросы.

В основу концепции единой системы городской навигации легли реальные потребности людей. Новая система навигации создана на основе единого инструментария, который делает транспортную сеть понятной и удобной для пользователей.

Как построена система навигации?

Связность маршрутов

Система разрабатывается для метро, наземного транспорта, пешеходного пространства, городского велопроката и транспортно-пересадочных узлов и помогает ориентироваться в городе на протяжении всего пути — на земле и под землей. Каждый элемент проектируется для конкретного места, где он помогает уверенно планировать маршрут.

Карты и схемы

Впервые в Москве появились городские карты для пешеходов. Все указатели спроектированы с учетом места, где человек находится. На картах оно обозначено значком «Вы здесь». Карты ориентированы по направлению взгляда: все, что изображено справа, также находится справа от человека. Для тех, кто привык ориентироваться по сторонам света, имеется указатель «На север. На картах отмечен круг пятиминутной доступности — он показывает, что находится рядом с текущим местоположением.

Нумерация выходов метро

Выходы из метро в город теперь пронумерованы по часовой стрелке, что позволяет пассажирам быстрее определить нужное направление. Для крупных узлов, состоящих из нескольких станций (например, «Охотный Ряд» — «Театральная» — «Площадь Революции»), применяется сквозная нумерация. Кроме того, выходы, приспособленные для маломобильных пассажиров, теперь обозначаются соответствующими пиктограммами с изображением пандуса и лифта.

Индексы остановок

Остановки крупных транспортно-пересадочных узлов обозначены индексами, чтобы было удобно находить свою остановку на карте и в городе.

Транслитерация названий

Все названия в навигации продублированы на английском языке.

Знаковые объекты

Городские объекты, помогающие ориентироваться в городе, обозначены иллюстрациями и пиктограммами. Это помогает быстрее узнать их в навигации и спланировать маршрут. Знаковые объекты указаны в навигации и являются дополнительным ориентиром.

Единый дизайн, пиктограммы и шрифт

Для системы навигации создан свой визуальный стиль. Например, названия линий метро обозначены с помощью цифр и цвета. Городские объекты отмечены пиктограммами. Для навигации специально разработан шрифт Moscow Sans, вдохновленный Москвой.

Единый дизайн, пиктограммы и шрифт

Для системы навигации создан свой визуальный стиль. Например, названия линий метро обозначены с помощью цифр и цвета. Городские объекты отмечены пиктограммами. Для навигации специально разработан шрифт Moscow Sans, вдохновленный Москвой.

Как разрабатывалась система?

Разработка единой системы транспортной навигации началась в 2013 году, и уже через год была представлена ее концепция. Пилотный проект был запущен в метро: на пяти станциях появились указатели с пешеходными картами и нумерацией выходов.

В это же время на станциях городского велопроката появились карты доступности сети.

Первая автобусная остановка с современной навигацией появилась в столице в 2015 году. Тогда же на реконструированных улицах начали устанавливать пешеходные стелы с картами города.

Активно внедрять новую навигацию стали с 2016 года — информация для пассажиров размещается в метро и на остановках, а также на пешеходных улицах.

После запуска в центре города сети маршрутов «Магистраль» были пересмотрены принципы навигации на наземном транспорте. На схеме теперь указывают типы маршрутов и их цветовое кодирование.

С 2017 года навигация внедряется на транспортно-пересадочных узлах. Носители со схемами и картами уже доступны на таких крупных хабах, как Славянская площадь.

Первой печатной картой, выполненной в едином стиле с городской навигацией, стал буклет для парка «Зарядье». Он содержит информацию об оптимальных транспортных маршрутах до парка, а также карты территории новой зеленой зоны и прилегающих улиц. Получить такие буклеты пассажиры могли на станциях метрополитена и в парке «Зарядье».

В полную силу система единой навигации заработает после установки элементов на всем транспорте и городских объектах. Пока же доступна не вся информация, поскольку внедрение новой системы навигации идет постепенно.

Как идет внедрение

Навигация появляется в местах, где пассажиры и пешеходы решают, как двигаться дальше. При проектировании анализируются пешеходные потоки, учитывается контекст и особенности каждого места, а также составляется список вопросов, на которые пользователь должен получить ответ в этой точке города.

При работе над проектом учитывался опыт мировых городов, где система навигации применяется наиболее успешно. Авторы проекта постоянно проводят сравнительный анализ передовых методов навигации, чтобы найти лучшие решения для Москвы.

Внедрение навигации — это всегда тестирование и проверка гипотез. Не все решения, зарекомендовавшие себя в мировой практике, пригодны для Москвы. Например, лондонская практика ориентирования по сторонам света в Москве не прижилась. Чтобы люди не путались с указателями «На север» и «На юг», в метро вернули конечные станции линии, от обозначения которых первоначально планировалось отказаться.

Регламенты

В открытом доступе — в специальном разделе «Дизайн» на сайте mos.ru — уже с 2018 года будет размещаться базовая документация по городской навигации. Посмотреть и скачать регламенты, правила, по которым выбираются места для установки элементов навигации, файлы с набором пиктограмм сможет любой желающий. Здесь же появится информация о форматах и правилах использования дизайн-макетов.

Кто работает над проектом

Разработкой единой системы транспортной навигации занимается команда столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В нее входят графические и промышленные дизайнеры, картографы, аналитики, редакторы и менеджеры. К работе над проектом постоянно привлекаются российские и мировые эксперты.

Остались вопросы?

О любых ошибках в навигации горожане могут сообщить, написав на электронный адрес: wayfinding@transport.mos.ru. Сюда же все желающие могут отправить свои предложения по улучшению городской навигации.