Развернуть схемуСвернуть схему

О проекте МЦД

О проекте

Московские центральные диаметры (МЦД) — новый вид транспорта, который объединяет формат пригородных поездов и метрополитена, создав, фактически, систему наземного метро.

В рамках проекта планируется запустить 5 диаметров. В 2019 году были запущены МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

В 2023 году сеть наземного метро увеличилась вдвое: 17 августа запустили МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», а 9 сентября - МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». В будущем в столице также появится МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».

В программе задействованы Министерство транспорта РФ, Правительство Москвы, Правительство Московской области, ОАО «РЖД», АО «Центральная ППК», АО «МТ ППК» и ГУП «Московский метрополитен».

Как создают МЦД?

Особенность МЦД в том, что диаметры проходят Москву насквозь. Раньше обычные электрички останавливались на вокзалах как на конечных станциях. Диаметры увеличили комфорт передвижения по столице и создали множество новых вариантов маршрутов в Москве и области. Здесь организовано регулярное тактовое движение с минимальными интервалами в часы пик, появился современный подвижной состав, введена единая билетная система и организованы удобные пересадки на другие виды транспорта.

Для этого реализовано следующее:

  • модернизация и усиление путевой и пассажирской инфраструктуры (пути, платформы, переходы);
  • формирование комфортного графика движения с минимальными интервалами в 5-7 минут;
  • на 100% обновлен парк подвижного состава на МЦД-1 и МЦД-2;
  • единая билетная система Московского транспорта;
  • пассажирские сервисы и навигация, к которым привыкли пассажиры на МЦК и Мосметро.
Интервал движения поездов
5-7 минут

Схема МЦД

Интерактивная схема

Подвижной состав

Подвижной состав на первых двух диаметрах обновлен на 100%. Здесь ходят поезда «Иволга», ЭП2Д и «Аэроэкспресс». Парк поездов здесь один из самых молодых в Европе. Любой электропоезд, попадающий в зону Московских центральных диаметров, становится поездом МЦД, кроме экспрессов, в которых работает контроль. Также, на МЦД-1 на маршруте «Одинцово – Окружная» курсируют в режиме МЦД поезда «Аэроэкспресс».

Поезда «Иволга» были разработаны специально для Московских центральных диаметров. Они на 90% состоят из отечественных комплектующих и собираются на Тверском Вагоностроительном заводе специально для МЦД. В каждом поезде предусмотрены широкие двери (1400 мм), что облегчает посадку и высадку пассажиров. Поезда оборудованы системой селективного открывания дверей, технология пневмоподвешивания обеспечивает плавный ход поезда, а также низкий уровень шума и вибрации. В «Иволге» больше поручней, чем в аналогах — это влияет на удобство и безопасность при проезде стоя, кресла расположены «лицом к лицу», а над ними предусмотрены полки для багажа.

В поездах используются системы обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха. Кроме того, они оборудованы всеми современными пассажирскими сервисами: креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов, точками доступа Wi-Fi, информационными табло с указанием времени, маршрута следования, наименования ближайшей станции или платформы. Помимо этого, поезда «Иволга» отлично приспособлены для проезда маломобильных пассажиров. Для инвалидных колясок предусмотрены надежные крепления и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

На МЦД-3 курсирует современный поезд «Иволга 3.0». По сравнению с предыдущими версиями «Иволга 3.0» стала ещё быстрее: поезд способен разгоняться до 160 км/ч. Также стало больше сидений, добавили подлокотники, беспроводные зарядки в приоконные столики, крючки для размещения личных вещей. Увеличилось и количество зарядок для гаджетов: общее число разъемов в 11-вагонном составе достигло 1600 штук. В «Иволге 3.0» есть ещё одна новинка – зарядки для электросамокатов. Они расположены в головных вагонах в зоне велопарковок.

На маршруты МЦД-4 вышли также новые поезда ЭП2ДМ. Они состоят из отечественных материалов и комплектующих. Над созданием ЭП2ДМ трудились 80 отечественных предприятий. В новой модели изменился дизайн, появились яркие терракотовые удобные двух- и трехместные сиденья с USB-розетками, а в головных вагонах есть места для перевозки 3 велосипедов. Вагоны приспособлены для пассажиров с ограниченными возможностями, оснащены светодиодным освещением, климат-контролем и табло с информацией о маршруте, времени и температуре в салоне.

Эффекты от запуска МЦД

Запуск первых двух диаметров улучшил транспортное обслуживание более 5,6 млн жителей Москвы и Подмосковья.

МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» создал новую ж/д линию длиной 85 км, которая соединила Зеленоград и Раменское. Новый диаметр улучшил транспортную доступность 24 районов Москвы и 4 городов Московской области. МЦД-3 разгрузит до 15% участки Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий московского метро. На 6,9 тыс. авто в сутки разгрузятся вылетные магистрали рядом со станциями третьего диаметра. Машин станет меньше на Новорязанском, Ленинградском, Новоегорьевском, Косинском и Егорьевском шоссе, а также Октябрьском проспекте.

Четвертый диаметр стал новым сквозным маршрутом, который прошел через столицу с запада на восток и соединил популярные районы Подмосковья – Апрелевку, Внуково и микрорайон Железнодорожный города Балашиха. Пассажиры смогут без пересадок добраться до семи центральных московских ж/д вокзалов (Белорусский, Савеловский, Рижский, Ленинградский, Казанский, Ярославский и Курский). Он стал самой протяженной рельсовой артерией в столице. МЦД-4 разгрузит до 9% прилегающие линии метро: участки Калининской и Арбатско-Покровской линий, а также восточный участок Солнцевской линии. На 13,6 тыс. машин в сутки станет меньше на соседних автомагистралях. С запуском МЦД-4 завершилась интеграция радиальных ж/д направлений с МЦК: появилась пересадка на МЦК на станции Кутузовская.

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры МЦД ежедневно экономят на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75% затрат на проезд. С запуском новых диаметров стоимость проезда для пассажиров МЦД-3 и МЦД-4 снизилась до 3-3,5 раз.

На первых двух диаметрах МЦД действуют 3 тарифные зоны:

1) «Центральная» — для поездок в пределах Москвы:

МЦД-1 — в границах станций Марк — Сетунь, МЦД-2 — в границах станций Волоколамская — Остафьево, МЦД-3 — в границах станций Ховрино — Ухтомская, МЦД-4 — а границах станций Внуково — Реутов. Также в эту зону входят Ленинградский, Казанский и Киевский вокзалы, а еще участок от Солнечной до Новопеределкино на МЦД-4.

Стоимость разовой поездки на МЦД по Москве в пределах «Центральной» зоны равна стоимости поездки на других видах общественного транспорта (метро, МЦК, автобус, троллейбус, трамвай и электробус) по тарифу «Кошелек» карты «Тройка», либо по стоимости поездки других типов билетов, которые можно записать на карту «Тройка».

В 2023 г. поездка по тарифу «Кошелек» составляет 54 рубля.

«Центральная» зона МЦД включается в единую Московскую тарифную зону по аналогии с МЦК: стоимость поездки по цене разового билета на метро и бесплатная пересадка между метро, МЦК и МЦД.

2) Зона «Пригород» действует за пределами станций Марк, Сетунь, Волоколамская, Остафьево и до конечных станций МЦД Одинцово, Лобня, Нахабино, Подольск, Зеленоград-Крюково, Ипподром, Апрелевка, Железнодорожная.

Разовая поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» стоит 71 рубль.

Также действует бесплатная пересадка на МЦК, метро и МЦД.

3) «Дальняя» зона начинается за границами МЦД.

Если пассажир едет с/на станции, не входящие в МЦД, то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующий билет на электричку (33 рубля за каждую зону до границ МЦД) + 71 рубль.

Как только пассажиры въезжают в границы МЦД, они получают право на бесплатную пересадку на МЦК, метро и МЦД.

При желании оплатить проезд на МЦД можно действующими билетами пригородных поездов, однако при их использовании пересадка на метро и МЦК не будет бесплатной.

Границы зоны «Дальняя»: Дмитров, Кубинка, Новоиерусалимская, Чехов, Клин, 88 км, Нара, Крутое.

МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Бесплатная пересадка на метро и МЦК

С МЦД можно бесплатно пересесть на метро, МЦК и другие диаметры и обратно при оплате картой «Тройка» или банковской картой.

Для того, чтобы у пассажиров стало больше возможностей строить разные варианты поездок, время действия бесплатной пересадки увеличили с 90 до 120 минут для ряда маршрутов третьего и четвертого диаметров.

Маршруты на МЦД-3:

Ипподром, Раменское — Ховрино, Лихоборы, Петровско-Разумовская

Зеленоград-Крюково, Фирсановская — Вешняки, Выхино, Косино

Маршруты на МЦД-4:

Железнодорожная — Аминьевская

Апрелевка, Победа — Чухлинка, Нижегородская, Серп и Молот, Курская

Кокошкино, Толстопальцево — Чухлинка, Нижегородская

Лесной Городок — Чухлинка.

Для бесплатной пересадки при выходе со станции МЦД необходимо приложить карту к валидатору или турникету. Без валидации билета на входе и выходе получить бесплатную пересадку пассажир не сможет.

При пересадке между диаметрами на станциях Белорусская, Площадь трех вокзалов и Курская повторно прикладывать карту к турникету или валидатору не нужно, а для бесплатной пересадки на остальных станциях, в том числе на метро и МЦК, необходимо валидировать карту на входе и выходе.

Если пассажир воспользовался действующими билетами пригородных электричек, бесплатной пересадки на метро, МЦК и другие диаметры не будет.

Билеты, которые действуют на МЦД

Помимо тарифа «Кошелек» карты «Тройка» — в «Центральной» зоне МЦД пассажиры могут использовать для оплаты проезда все билеты Московского метрополитена, которые записываются на «Тройку». Согласно тарифному меню — это билеты на 60 поездок (3150 рублей), 1 сутки (315 рублей), 3 суток (600 рублей), 30 дней (2730 рублей), 90 дней (6600 рублей) и 365 дней. (19500 рублей). При этом, абонементы не действуют за пределами зоны «Центральная».

В зоне «Пригород» пассажиры также могут воспользоваться абонементами на 30 дней (3240 рублей), 90 дней (8370 рублей) и 365 дней (24450 рублей).

На МЦД не действуют бумажные билеты «Единый». Это связано с техническими ограничениями чипа, используемого в бумажном носителе.

Также для оплаты проезда можно воспользоваться действующими ж/д билетами, однако при их использовании не будет действовать бесплатная пересадка на метро,  МЦК и другие диаметры.

Некоторые турникеты и валидаторы на всех станциях МЦД оборудованы терминалами для бесконтактной оплаты проезда. Пассажиры могут расплатиться картами, поддерживающими технологии PayPass/PayWave и гаджетами с технологиями Samsung Pay, Mir Pay и др. При бесконтактной и безналичной оплате — стоимость проезда на МЦД составит при поездке по «Центральной» зоне — 61 рубль, а по зоне «Пригород» — 78 рублей.

Пересадка с МЦД на МЦК или метро при оплате бесконтактным способом также будет бесплатной.

Пересадка на наземный общественный транспорт

При оплате картой «Тройка» стоимость пересадки с МЦД на автобус, трамвай или электробус составит:

  • при поездке по «Центральной» зоне — 27 рублей (по билету «90 минут»);
  • при поездке из зон «Пригород» и «Дальняя» — 54 рублей (стоимость полного билета).

Частые вопросы

Название проекта «Московские центральные диаметры» (МЦД) было определено в рамках единой концепции наземного железнодорожного транспорта и по аналогии с проектом «Московское центральное кольцо» (МЦК). На МЦД реализованы все пассажирские сервисы и услуги, которые доступны пассажирам МЦК и столичного метрополитена. В том числе разработаны единые билетная и навигационная системы. Кроме того, по МЦД курсируют новые современные поезда «Иволга», по качеству перевозок и уровню сервиса не уступающие поездам метрополитена и Московского центрального кольца. Аббревиатура «МЦД» отражает в себе особенности диаметрального движения нового вида городского транспорта, она была выбрана совместным решением Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД».
В рамках проекта МЦД планируется запустить пять сквозных маршрутов. Первыми были запущены МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» 21 ноября 2019 года. Реализацию проекта начали с данных направлений, так как именно они являлись самыми востребованными. В 2023 году планируется запустить МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». В будущем также будет запущен МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».

В настоящее время «Центральная» зона МЦД включается в единую Московскую тарифную зону по аналогии с Московским центральным кольцом (далее — МЦК). Стоимость одной поездки по билету «Кошелек» составляет 57 рубля, пересадка между метро, МЦК и МЦД бесплатная. Помимо этого, в «Центральной» зоне действуют все существующие абонементы метро, которые записываются на «Тройку». Согласно тарифному меню – это билеты на 60 поездок (3420 рублей), 1 сутки (340 рублей), 3 суток (650 рублей), 30 дней (2870 рублей), 90 дней (6950 рублей) и 365 дней (20500 рублей). При этом абонементы не действуют за пределами зоны «Центральная». Выезд в зону пригород по ним невозможен.

Разовая поездка по билету «Кошелек» карты «Тройка» в зоне «Пригород» в 2023 г. стоит 76 рублей с возможностью бесплатной пересадки на пересадочные станции метро и МЦК. В зоне «Пригород» пассажиры также могут воспользоваться абонементами на 30 дней (3450 рублей), 90 дней (8850 рублей) и 365 дней (25700 рублей). При этом для выезда в «Дальнюю» зону, которая находится за пределами станций МЦД, необходимо будет приобретать существующий пригородный абонемент, либо оплачивать всю поездку «Кошельком» карты «Тройка».

Новые поезда «Иволга», которые курсируют по первым двум диаметрам, спроектированы и созданы в России, при этом они обладают высоким уровнем пассажирских сервисов и не уступают лучшим мировым аналогам. При разработке дизайна поезда «Иволга», и при решении вопроса расположения сидений, акцент был сделан на создание единого светлого пространства. Встречное расположение кресел признано оптимальным для современного городского транспорта и наиболее практичным для непродолжительных поездок. Такая рассадка пассажиров увеличивает количество свободного места в вагонах и позволяет большему количеству человек расположиться в салоне с комфортом.
Для удобства пассажиров МЦД поезда «Иволга» оборудованы креплениями для велосипедов, расположенными в головных вагонах состава – по четыре в каждом. Провоз велосипедов на МЦД бесплатный.
При разработке проекта Московских центральных диаметров был учтен аналогичный успешный международный опыт. Идея связать железнодорожные пути и создать из них диаметральные маршруты была реализована во Франции и в Германии. В 1965 году власти Франции утвердили план по прокладке «наземного метро» RER. Сегодня оно связывает тупиковые участки пригорода с центром французской столицы на платформе Шатле – Ле-Аль. В результате в Париже удалось создать один из самых крупных пересадочных в мире узлов с пересечением пяти станций. Аналогичная система сейчас функционирует и в Берлине. Железнодорожная система S-Banh связывает пригород с центром, при этом поезда курсируют с интервалами от 5 до 15 минут.
Развернуть схему