Галерея была открыта 23 июля 1959 года, через полгода после открытия станции метро (тогда носила название «Ленинские горы»). Юго-запад Москвы в эти годы бурно развивался: в 1953 году было завершено строительство главного здания МГУ им. М. В. Ломоносова, одновременно с этим была обустроена главная смотровая площадка города, в 1958 году началось строительство нового здания Дворца пионеров, расположенного на ул. Косыгина.
Архитекторами галереи были:
Фото галереи снаружи (начало 1980-ых гг. за несколько лет до закрытия)
Фото галереи внутри (1970-ые гг.)
Сцены, снятые на галерее, можно наблюдать в фильмах: «Подсолнухи» (итало-советский фильм 1970 г., режиссер — Витторио де Сика, в главных ролях — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни), «Ох уж эта Настя!» (1971 г., режиссер — Юрий Победоносцев) и «Дорога к морю» (1965 г., режиссер — Ирина Поплавская).
Галерея функционировала до начала 1980-х гг. Пользовалась популярностью у жителей района, туристов, студентов МГУ. В сутки галереей пользовались 1,6 тыс. пассажиров.
Галерея была закрыта в 1983 году вместе со станцией метро. Станция «Воробьёвы горы», расположенная на Лужнецком метромосту, была спроектирована с инженерными ошибками, что со временем привело к нарушению гидроизоляции, разрушению конструкций и потере несущей способности метромоста. В 1983 году было принято решение о закрытии станции.
Под эскалаторной галереей со временем произошло смещение грунтов, из-за чего в конструкциях появились трещины. Галерея не работала около 40 лет.
В 1999 году станция метро «Ленинские горы» была переименована в «Воробьёвы горы». Активные работы по реконструкции станции проводились в 1999–2002 гг. Станцию снова открыли в декабре 2002 года, таким образом она была закрыта в течение 19 лет.
Галерея со временем превратилась в заброшенный и полуразрушенный объект. Планы по реконструкции объекта появлялись на протяжении 1990-х и 2000-х гг., однако работы начались только в 2020 г. по поручению Мэра Москвы С. Собянина.
Состояние галереи до начала реконструкции, 2020 год
Восстановлению галереи предшествовала масштабная подготовительная работа лучших проектных институтов Москвы, института Транспортного комплекса и Московского метрополитена. Совместно с профильными институтами были проведены проектно-изыскательские работы для выбора лучшего инженерно-технологического решения, и только после этого приступили к реализации проекта.
Проект потребовал полного демонтажа старых конструкций и фундамента, укрепления склона для максимальной надежности нового комплекса.
Трудность работ была связана со сложной геологией: в данном месте обводненная территория. Для укрепления склона использовалась нагельная (свайная) система: нагели надежно соединяют конструкции галереи с породой и препятствуют смещению грунта. Всего было установлено более 670 нагелей длиной от 30 до 36 метров: 280 нагелей в наклоне, 196 — в верхней части галереи и 195 — в нижней. Мониторинг состояния грунта осуществляется благодаря встроенным датчикам, которые в режиме онлайн фиксируют любые отклонения породы. Также был установлен новый фундамент для эскалаторного комплекса.
На галерее установлены три эскалатора российского производства длиной 68 метров (высота подъема — 34 метра, что сопоставимо с высотой 10-этажного дома). Время поездки по эскалаторам составляет 1,5 минуты. Высота подъема на галерее сравнима с высотой эскалаторов на станциях метро «Киевская», «Маяковская», «Площадь Революции».
В нижней части галереи расположен машинный зал эскалаторов и технические помещения. Общая длина инженерных коммуникаций составляет свыше 6 километров. Площадь остекления — более 1000 кв. метров. Через прочные светопрозрачные конструкции пассажиры видят лесопарковую зону.
Восстановление эскалаторной галереи по сложности работ и трудозатратам было сопоставимо со строительством нового вестибюля станции.
Эскалаторная галерея стала фактически новым вестибюлем станции «Воробьёвы горы». У пассажиров появился еще один, дополнительный маршрут и вход в метро со стороны улицы Косыгина.
Облик галереи максимально восстановлен:
Эскалаторная галерея (1960-е гг.)
Галерея соединяет станцию метро «Воробьёвы горы» Сокольнической линии метро и улицу Косыгина. Работающая галерея была популярна у москвичей и как транспортный объект, и как достопримечательность.
Объект будет востребован у москвичей, живущих и работающих в данном районе, студентов и преподавателей МГУ, пользователей горнолыжного комплекса и канатной дороги.
Эскалаторная галерея станет дополнительной транспортной инфраструктурой и новым центром притяжения жителей города и туристов:
Воробьёвы горы всегда были одной из самых красивых локаций в Москве и излюбленным местом для прогулок. На улице Косыгина есть много точек притяжения. Горнолыжный комплекс и канатная дорога расположены на расстоянии в 1,6 км от станции метро «Воробьёвы горы». До главного здания МГУ раньше нужно было пройти от метро 2,3 км, до Дворца пионеров — 1,1 км. Каждый из этих маршрутов содержал 400-метровый подъем в гору. С открытием галереи время в пути сократилось в 2 раза. Кроме того, рядом с верхним вестибюлем галереи расположена аллея, также одно из любимых мест для прогулок.
На крыше верхнего вестибюля расположена смотровая площадка, с которой видны центр столицы, Лужники, Москва-река. С открытием галереи Воробьёвы горы станут еще удобнее и привлекательнее, у столицы появится еще одно любимое место.
После открытия галерее будет возвращен статус туристической достопримечательности, которая не просто была восстановлена, но и которой вернули исторический облик. Уникальный комплекс станет новой точкой притяжения и местом досуга.
Прогнозируемый пассажиропоток галереи в рабочие дни — 15 тыс. человек в день. В выходные, праздники и дни спортивных состязаний — больше на 20–30%.