Восстановление эскалаторной галереи на Воробьёвых горах

Исторические этапы эскалаторной галереи на Воробьёвых горах

  • 23 июля 1959 года — открыта эскалаторная галерея на станции метро «Ленинские горы» (сейчас — «Воробьёвы горы»). Павильон смонтирован с тремя эскалаторами
  • 1983 год — из-за оползней и смещения горных пород галерея пришла в аварийное состояние и выведена из эксплуатации
  • Ноябрь 2020 года — Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о полном восстановлении эскалаторной галереи
  • Конец 2022 года — завершение восстановления эскалаторной галерии и открытие для пассажиров

Галерея была открыта 23 июля 1959 года, через полгода после открытия станции метро (тогда носила название «Ленинские горы»). Юго-запад Москвы в эти годы бурно развивался: в 1953 году было завершено строительство главного здания МГУ им. М. В. Ломоносова, одновременно с этим была обустроена главная смотровая площадка города, в 1958 году началось строительство нового здания Дворца пионеров, расположенного на ул. Косыгина.

Архитекторами галереи были:

  • Н.А. Алешина (спроектировала 19 станций Московского метрополитена, в том числе «Ленинский проспект», «Варшавская», «Чкаловская», «Кузнецкий мост», «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии, «Марксистская» и другие. Возглавляла архитектурный отдел института «Метрогипротранс»)
  • А.Ф. Стрелков (в 1967-1978 гг. — главный архитектор института «Метрогипротранс»).

Фото галереи снаружи (начало 1980-ых гг. за несколько лет до закрытия)

Фото галереи внутри (1970-ые гг.)

Сцены, снятые на галерее, можно наблюдать в фильмах: «Подсолнухи» (итало-советский фильм 1970 г., режиссер — Витторио де Сика, в главных ролях — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни), «Ох уж эта Настя!» (1971 г., режиссер — Юрий Победоносцев) и «Дорога к морю» (1965 г., режиссер — Ирина Поплавская).

Галерея функционировала до начала 1980-х гг. Пользовалась популярностью у жителей района, туристов, студентов МГУ. В сутки галереей пользовались 1,6 тыс. пассажиров.

Галерея была закрыта в 1983 году вместе со станцией метро. Станция «Воробьёвы горы», расположенная на Лужнецком метромосту, была спроектирована с инженерными ошибками, что со временем привело к нарушению гидроизоляции, разрушению конструкций и потере несущей способности метромоста. В 1983 году было принято решение о закрытии станции.

Под эскалаторной галереей со временем произошло смещение грунтов, из-за чего в конструкциях появились трещины. Галерея не работала около 40 лет.

В 1999 году станция метро «Ленинские горы» была переименована в «Воробьёвы горы». Активные работы по реконструкции станции проводились в 1999–2002 гг. Станцию снова открыли в декабре 2002 года, таким образом она была закрыта в течение 19 лет.

Проект реконструкции

Галерея со временем превратилась в заброшенный и полуразрушенный объект. Планы по реконструкции объекта появлялись на протяжении 1990-х и 2000-х гг., однако работы начались только в 2020 г. по поручению Мэра Москвы С. Собянина.

Состояние галереи до начала реконструкции, 2020 год

Восстановлению галереи предшествовала масштабная подготовительная работа лучших проектных институтов Москвы, института Транспортного комплекса и Московского метрополитена. Совместно с профильными институтами были проведены проектно-изыскательские работы для выбора лучшего инженерно-технологического решения, и только после этого приступили к реализации проекта.

Проект потребовал полного демонтажа старых конструкций и фундамента, укрепления склона для максимальной надежности нового комплекса.

Трудность работ была связана со сложной геологией: в данном месте обводненная территория. Для укрепления склона использовалась нагельная (свайная) система: нагели надежно соединяют конструкции галереи с породой и препятствуют смещению грунта. Всего было установлено более 670 нагелей длиной от 30 до 36 метров: 280 нагелей в наклоне, 196 — в верхней части галереи и 195 — в нижней. Мониторинг состояния грунта осуществляется благодаря встроенным датчикам, которые в режиме онлайн фиксируют любые отклонения породы. Также был установлен новый фундамент для эскалаторного комплекса.

На галерее установлены три эскалатора российского производства длиной 68 метров (высота подъема — 34 метра, что сопоставимо с высотой 10-этажного дома). Время поездки по эскалаторам составляет 1,5 минуты. Высота подъема на галерее сравнима с высотой эскалаторов на станциях метро «Киевская», «Маяковская», «Площадь Революции».

В нижней части галереи расположен машинный зал эскалаторов и технические помещения. Общая длина инженерных коммуникаций составляет свыше 6 километров. Площадь остекления — более 1000 кв. метров. Через прочные светопрозрачные конструкции пассажиры видят лесопарковую зону.

Восстановление эскалаторной галереи по сложности работ и трудозатратам было сопоставимо со строительством нового вестибюля станции.

Эскалаторная галерея стала фактически новым вестибюлем станции «Воробьёвы горы». У пассажиров появился еще один, дополнительный маршрут и вход в метро со стороны улицы Косыгина.

Облик галереи максимально восстановлен:

  • Верхний и нижний вестибюли соединены эскалаторным комплексом и восьмиэтажным каскадом. Высота каждого вестибюля — 2 этажа, кровля — эксплуатируемая. Внутри вестибюли облицованы мрамором и гранитом.
  • В отделке использованы российские материалы: саянский мрамор (месторождение — Саянские горы, республика Хакасия) и дымовский (балтийский) гранит (месторождение — Ленинградская область).
  • На крыше верхнего вестибюля расположена смотровая площадка.
  • В верхнем вестибюле есть ресторан с панорамным видом, вендинговые аппараты и стойка «Живого общения», где можно купить сувениры Московского транспорта. До февраля 2023 года ресторан будет работать в тестовом режиме. Пассажиры смогут приобрести снеки и готовые блюда.
  • Около вестибюлей будут установлены скамейки и фонари.

Эскалаторная галерея (1960-е гг.)

Транспортные эффекты

Галерея соединяет станцию метро «Воробьёвы горы» Сокольнической линии метро и улицу Косыгина. Работающая галерея была популярна у москвичей и как транспортный объект, и как достопримечательность.

Объект будет востребован у москвичей, живущих и работающих в данном районе, студентов и преподавателей МГУ, пользователей горнолыжного комплекса и канатной дороги.

Эскалаторная галерея станет дополнительной транспортной инфраструктурой и новым центром притяжения жителей города и туристов:

  • Горожане смогут более чем в 2 раза быстрее дойти от станции метро «Воробьёвы горы» до канатной дороги, парковой зоны, горнолыжного комплекса, смотровой площадки, главного здания МГУ и московского Дворца пионеров.
  • Эскалаторная галерея свяжет верхний и нижний уровни Воробьёвых гор.
  • 1,5 минуты займет подъем по эскалаторам на высоту 34 метра, что сопоставимо с высотой 10-этажного дома.
  • Появится возможность отдохнуть в ресторанной зоне с панорамным видом наверху галереи.
  • Горожане смогут насладиться видами на центр столицы со смотровой площадки с крыши верхнего вестибюля.

Воробьёвы горы всегда были одной из самых красивых локаций в Москве и излюбленным местом для прогулок. На улице Косыгина есть много точек притяжения. Горнолыжный комплекс и канатная дорога расположены на расстоянии в 1,6 км от станции метро «Воробьёвы горы». До главного здания МГУ раньше нужно было пройти от метро 2,3 км, до Дворца пионеров — 1,1 км. Каждый из этих маршрутов содержал 400-метровый подъем в гору. С открытием галереи время в пути сократилось в 2 раза. Кроме того, рядом с верхним вестибюлем галереи расположена аллея, также одно из любимых мест для прогулок.

  • Путь студентов и преподавателей МГУ от станции метро до главного здания университета сократился почти в 3 раза — с 40 минут до 15 минут.
  • У студентов и преподавателей МГУ появился новый маршрут от главного здания до метро «Воробьёвы горы», сопоставимый по времени с маршрутом до метро «Университет».
  • Путь горожан до горнолыжного комплекса сократился в 2 раза — с 22 минут до 11 минут.
  • Путь к Дворцу пионеров сократился более чем в 3 раза — с 20 минут до 6 минут.
  • Стал быстрее и проще маршрут работающих в данном районе, в частности, для сотрудников Института геохимии и аналитической химии РАН, московского Дворца пионеров. Также в настоящий момент идет строительство новых офисов на ул. Косыгина.

На крыше верхнего вестибюля расположена смотровая площадка, с которой видны центр столицы, Лужники, Москва-река. С открытием галереи Воробьёвы горы станут еще удобнее и привлекательнее, у столицы появится еще одно любимое место.

После открытия галерее будет возвращен статус туристической достопримечательности, которая не просто была восстановлена, но и которой вернули исторический облик. Уникальный комплекс станет новой точкой притяжения и местом досуга.

Прогнозируемый пассажиропоток галереи в рабочие дни — 15 тыс. человек в день. В выходные, праздники и дни спортивных состязаний — больше на 20–30%.