Ленинградское шоссе от МЦК до Ленинградского проспекта
Ленинградское шоссе у Головинской эстакады
Самое проблемное место на Ленинградском шоссе в Москве – мост Победы. Настоящее бутылочное горлышко, которое собирает пробку на 7-8 км утром и вечером. Причина: до и после моста в распоряжении автомобилистов по 4 полосы в каждую сторону, а на мосте всего 3, потому что 4-я полоса выделенная! Предполагалось, что так будет хорошо для общественного транспорта, но практика показала, что это не помогло, тут получился «эффект Звенигородского шоссе»: из-за множества съездов и многослойной пробке перед узкими местами автобусы стоят вместе со всеми!
Поэтому на мосту Победы будет по 4 общих ряда в каждую сторону, это должно значительно уменьшить затор. Полосы и в центр и в область будут специализированы так: 3 левые для транзита с тоннеля (и эстакады МЦК), правая – для съезда с дублера и выезда из-под моста (с Космонавта Волкова в центр и Царева в область).
Заодно уберем «ножницы» с южной стороны моста: сейчас там пересекаются 2 потока, с дублера на мост и из тоннеля на Царева. Попасть на Царева можно будет через дублер, нужно просто не въезжать в тоннель.
А вот в широких местах Ленинградского шоссе выделенная полоса, наоборот, появится! Прежде всего на Головинской эстакаде, что позволит запустить на нее полуэкспресс 905. Никакого ущерба для движения личного транспорта не будет. Во-первых, сейчас в этом сечении на Ленинградке аж по 6-7 полос в каждую сторону, что слишком много и провоцирует ненавистный «объезжазм». Во-вторых, не менее 25% потока как в центр, так и в область все равно уходят перед Головинской эстакадой на дублер для поворотов и разворотов, а 4 полосы минус 25% = 3 полосы. В результате мы убьем трех зайцев: благодаря новым выделенкам общественный транспорт, такси и специальные службы поедут быстрее, а остальные тоже выиграют, т.к. движение будет более равномерным, плюс к тому же здесь будет ликвидирована одна неприятная точка - «ножницы» на съезде с Ленинградского шоссе на Пулковскую улицу. Повернуть на Пулковскую можно будет только с дублера.
Также выделенка появится на дублере Ленинградского шоссе от Ленинградского проспекта: сейчас там 3 полосы, но на мост Победы ведет 1 полоса, еще одна на ул. Царева, так что третью можно отдать общественному транспорту.
В общем, на Ленинградском шоссе будет применен принцип выравнивания пропускной способности: «сокращаем полосность или вводим выделенные полосы в широких местах, расширяем или отменяем выделенку в узких местах». Ранее этот принцип был использован на Звенигородском шоссе, Волоколамке, Ленинградском проспекте перед Тверской заставой.
Это работает гораздо лучше, чем «непрерывность выделенки любой ценой». И кстати, суммарная протяженность выделенных полос на Ленинградке даже вырастет на 1 км за счет новых участков на Головинской эстакаде.
Ленинградское шоссе от МКАД до Юбилейного проспекта
Самый проблемный участок Ленинградки находится в Химках: трех полос в каждую сторону крайне не хватает. Поэтому мы придумали, как без реконструкции сделать по 4 полосы в каждую сторону. Оказалось, от МКАД до эстакады над улицей Маяковского ширина проезжей части 13,2-13,5 метров! Если отказаться от широченной обочины и сузить полосы до 3.25 (правая останется 3.5 метра), 4 полосы вмещаются! Учитывая, что скоростной режим здесь 60 км/ч, это вполне безопасно.
К сожалению, совсем без уширений обойтись все же не удастся: есть 2 узких места, где 12,5-12,8 м. Чтобы их ликвидировать, придется заасфальтировать около 200 м2. Так что сроки реализации этого проекта будут зависеть от того, когда дорожники из ЖКХиБ эти работы смогут провести.
Поможет ли это Ленинградке? Да, безусловно, хотя вонечно, всех проблем не решит, ведь участок за эстакадой в область останется шириной всего 3+3 полосы. Но тем, кому надо с Маяковского и Юбилейного на Ленинградский или обратно, станет немного полегче.
После реализации проекта в сторону области появится участок выделенной полосы: у МКАД в сторону области есть участок на 5 полос, будет 4+А. Поскольку пробок все равно не избежать, пусть хотя бы общественный транспорт в них
Северянинский путепровод в сторону области
После переразметки на участке от Ростокинского до Северянинского моста в область было создано 4 общие полосы. Проспект Мира вечером поехал заметно лучше. Интервал наблюдения пробки сократился, скорость выросла.
Однако эффект оказался меньше ожидаемого: оказалось, на Летчика Бабушкина из центра съезжает меньше машин, чем планировалось, а выезжает с Летчика Бабушкина в область, напротив, больше. Из-за этого узким местом стал Северянинский путепровод в сторону области, на котором всего 3 общие полосы, а правая – выделенная. Именно одной полосы там и не хватает! При этом дальше в область очень широко: 4 полосы на основном ходу и 3 полосы на дублере, так что дальше затруднения исключены.
Это единственный проект, который уже релизован: 4-ю общую полосу на Северянинском мосту ввели в начале апреля! Разметка выделенной полосы демаркирована, знаки сняты, камера за проезд по правой полосе не штрафует. Транспортный эффект есть, но пока он выражается в том, что час вечерняя пробка начинается на 1 час позже: люди все еще боятся занимать правую полосу. Ждем «раскатки».
Кстати, этой весной на Ярославском шоссе реализуют еще один долгожданный проект: вместо реверса установлено разделительное ограждение. Бойне на Ярославке придет конец, движение станет безопасным.
Б. Академическая – Коптевский бульвар
Б. Академическая – 4-й Новомихалковский проезд
На двух поворотах с Б. Академической левый ряд внезапно оканчивается поворотом налево. Поскольку Большая Академическая - часть Северо-западной хорды, подавляющее большинство на перекрестках проезжает прямо, и такая схема приводит к многочисленным перестроениям из левого ряда правее.
По нашему проекту за счет смещения рядов поток прямо будет уведен правее без перестроений, перестраиваться должны будут только поворачивающие налево. Это обеспечит более равномерное и безаварийное движение по Северо-западной хорде, частью которой и является Б. Академическая.
Улица Кошкина
Разметку на Кошкина от Кантемировской до Москворечья мы корректировали еще в 2015-м году, теперь пришла очередь участка от Москворечья до Каширского шоссе. Несколько лет назад здесь зачем-то сделали 2 полосы к перекрестку, хотя для поворота направо под стрелку явно необходимо и достаточно одной полосы. А вот от перекрестка, наоборот, необходимы 2 полосы, чтобы поворачивающие налево с Каширского шоссе могли бы быстрее освобождать карман. Также 2 полосы к перекрестку нужны перед улицей Москворечье – одна налево, другая направо.
Все это позволит подготовить этот участок улицы Кошкина к увеличению потока после открытия через 1,5 года Южной рокады: спрос на левый поворот с Каширского шоссе явно вырастет.
Улица Москворечье перед Пролетарским проспектом
После переразметки Каширского шоссе движение на улице Москворечье в сторону области стало свободнее, а вот в сторону центра ситуация не улучшилась, особенно утром. И, как с улицей Кошкина, после открытия Южной рокады спрос на проезд будет еще больше: ведь попадать на рокаду со стороны Каширского шоссе можно или через узкую Кантемировскую, или через улицу Москворечье и Пролетарский проспект.
Для повышения пропускной способности перекрестка с западной стороны мы организуем 4 полосы в сторону перекрестка – 1 налево, 2 прямо, 1 направо. С восточной стороны для 5 полос не хватает ширины; там напрашивается уширение, но это пока не в наших силах. Промежуточное решение: полос останется 4 (2 к перекрестку и от него), но правая полоса перед Пролетарским будет шириной 5,5 м, что позволит легковым машинам вставать в нем в 2 ряда. Таким образам, фактически к перекрестку будет 3 ряда.
На перекрестке есть еще одна проблема: из-за того, что поток с обеих сторон улицы Москворечье едет в одной фазе, оба левых поворота идут «на просачивание» и это становится причиной аварий. Возможно, увеличение количества полос позволит развести 2 потока по разным фазам.
Развороты на Севастопольском проспекте у МЦК
С внешней стороны Третьего кольца очень неудобно попадать в сторону центра на Малую Тульскую и на нечетную сторону Загородного шоссе. Для этого нужно развернуться через перекресток шоссе и 4-го Загородного проезда вдоль МЦК или разворот у 5-го Загородного проезда. Это означает перепробег 3-3,5 км и проезд через 3 светофора.
Проблема с перепробегами есть и при движении из области: невозможно развернуться у станции МЦК Крымская, для этого приходится ехать практически до Третьего кольца.
По нашему проекту 2 разворота появится у д. 7к1 по Загородному шоссе перед существующим регулируемым пешеходными переходом. Затруднений для движения прямо при этом не будет, т.к. для разворота появятся дополнительные ряды за счет сужения полос. Перепробег при развороте из центра в центр сократится на 1 км, из области в область - на целых 3 км!
Останкинский путепровод на Шереметьевской улице
На Шереметьевской улице довольно успешно работает реверсивная полоса перед Третьим кольцом. Но на Останкинском путепроводе полос лишь 4, по 2 в каждую сторону. В область 2-х полос хватает в любое время суток, т.к. перед светофором до моста благодаря реверсу 3 полосы, а 30% трафика от Третьего кольца уходит на Огородный проезд. А вот в центр 3-х полос мало, т.к. перед светофором всего 2 полосы, к тому же к потоку с Новомосковской улицы добавляется поток с Мурманского проезда.
По нашему проекту на путепроводе станет 5 полос, 3 в центр и 2 в область, что выровняет пропускную способность на этом участке.
Подробные схемы по переразметке можно посмотреть в блоге Андрея Мухортикова.