Как новые транспортно-пересадочные узлы меняют Московскую агломерацию

09.02.2022

Всем привет, это Максим Ликсутов!

С запуском МЦД жители Москвы и Московской области получили наземное метро — с современными комфортными поездами, тактовым расписанием, короткими интервалами движения и бесплатными пересадками на МЦК и метро.

При реализации МЦД мы стараемся делать не просто отдельные станции, а удобные пассажирам транспортно-пересадочные узлы, которые объединяют в себе несколько видов транспорта. Где это возможно — без необходимости выходить на улицу для пересадки. Новые пересадочные узлы — одна из самых важных частей в системе диаметров и всего Московского транспорта. В последние годы на карте появились такие ТПУ, как: Окружная D1, Стрешнево D2, Аминьевская будущего D4, Волоколамская D2 и многие другие. 

В 2020 году мы открыли новую станцию D1 Славянский бульвар. Раньше там были только метро и остановки автобусов, а теперь это один из крупнейших ТПУ Москвы. Здесь установлен уникальный навес, который накрывает сразу 2 платформы, площадью более 12 тыс. кв. м —почти 2 футбольных поля. Такой конструкции нет ни на одной станции Московского железнодорожного узла. 

Пассажиропоток станции D1 вырос с нуля до 26 тысяч в рабочий день. Число пассажиров всего ТПУ Славянский бульвар, который теперь объединяет и метро, и МЦД, и автобусы, и дальние электропоезда, и даже «Аэроэкспресс», выросло почти на 30% — до 109 тыс. человек в сутки, и вырастет еще на 20% (до 130 тыс.) к 2025 году.

В ближайшие 2 года по поручению Мэра Москвы на Славянском бульваре сделаем навесы по типу «сухие ноги» от выхода из метро до остановок наземного транспорта и подземного перехода, накроем навесом остановки и на Кутузовском проспекте в сторону центра и в область.

Быстро росла популярность и у станции Щукинская D2. Она заменила расположенную неподалеку старую ж/д остановку Покровское-Стрешнево. Новый вокзал стал ближе к домам, метро и остановкам, став частью крупного ТПУ. Чтобы пересадка была комфортной, от станции D2 в сторону метро и трамвайной остановки мы построили 150-метровый пешеходный проход с навесом. Сегодня станцией Щукинская D2 пользуются почти на 70% больше, чем после открытия в июне.

Скоро на полную мощь заработает ТПУ Нижегородская. Он уже объединяет 2 линии метро, МЦК и ж/д станцию, которая в будущем станет частью D4. И это всё появилось всего за 5 лет! В 2016 году здесь была только станция МЦК. Потом по решению Мэра Москвы мы передвинули ж/д станцию, построили кроссплатформенную станцию Некрасовской линии и строящейся БКЛ. Здесь будет крупнейший транспортно-пересадочный узел столицы.

Главное, промышленный район вокруг начал оживать: здесь появляются сады и парки, спортивные и игровые площадки, детские сады. Сейчас пассажиропоток ТПУ — 52 тыс. пассажиров в сутки, после запуска БКЛ и D4 — будет 74 тыс.

С ОАО «РЖД» и Московской областью мы развиваем ТПУ и за пределами Москвы.
Например, обновляем станцию будущего D4 Железнодорожная — одну из самых больших и загруженных в Подмосковье. Она обслуживает Балашиху, крупнейший город области. На время реконструкции станция закрываться не будет, но идет строительство станции Ольгино, которая заберет часть пассажиров. 

В этом году планируем открыть 10 станций на существующих и перспективных диаметрах, из них 4 создадут крупнейшие столичные ТПУ в связке с метро: Минская D4, Печатники D2, Марьина Роща D2, Тимирязевская D1. Завершим интеграцию станции Окружная D1 с МЦК переходом по принципу «сухие ноги».

Все новые стации, вокзалы, ТПУ развивают московскую агломерацию. Вокруг них строится жилье, соцобъекты. Появляется спрос, туда приходит бизнес: кафе, магазины, центры услуг. Часто читаю мнения экспертов, что квартиры в жилых кварталах сразу после запуска новой станции МЦД прибавляют в цене. 

И, развивая ТПУ, мы закладываем в них провозную способность в несколько раз больше сегодняшнего потока, чтобы станции оставались комфортными на 20 и более лет вперед. 

Цель, поставленная Мэром Москвы — чтобы к 2025 году 91% москвичей могли за 20 минут дойти пешком до станции транспортного каркаса.