Как мотивировать жителей использовать общественный транспорт

28.09.2020

Всем привет, это Максим Ликсутов!

На прошлой неделе прошел Всемирный день без автомобиля, призванный напомнить о том, как чрезмерная автомобилизация вредит нашему здоровью, нашим городам, природе и окружающим. В этот день транспортные организации, работодатели и активисты по всему миру призывают задуматься об альтернативах личному автомобилю и выбрать в пользу не только более экологичных и социально-ответственных, но и более выгодных способов передвижения.

Наша задача — сделать так, чтобы у жителей столицы было как можно больше быстрых, комфортных и безопасных способов передвижения по городу. Эта задача не ограничивается одним днем. Чуть больше месяца назад я опубликовал колонку про будущее каршеринга, где просил вас предложить варианты поощрения москвичей за переход с личного транспорта на общественный, в том числе на краткосрочную аренду автомобилей.

Я просмотрел все ваши предложения по мотивации пользования ОТ и могу сказать, что многие действительно оказались очень интересными. Их, а также самые частые обращения, публикую для вашего ознакомления. Сразу отмечу, что ни одно из них пока не находится в реализации, все эти обращения мы обсудим с Мостранспроектом, ЦОДДом и другими коллегами из наших подведомственных структур. Более того, многие из этих идей не могут быть реализованы только силами Дептранса, на это нужна воля представителей власти на других уровнях (например, понижение нештрафуемого порога скорости до 10км/час, а лучше до 5км/час на улицах с 2 полосами и скоростным лимитом в 50км/час). Пока же можно просто почитать и составить свое мнение.

Стоит отметить, что некоторые предлагаемые меры носили ультимативный характер и не относились к поощрениям, поэтому мы с коллегами их не засчитывали, например, предложение разрешить парковаться на городских парковках только каршерингу и такси. Нужно понимать, что тема эта спорная и серьезная, потому не терпит категоричности, пусть на первый взгляд и кажется, что «все просто». Были подобные и помягче: разрешить каршерингу передвигаться по выделенкам в выходные. Еще одна идея касалась расширения зоны использования — добавить возможность выезжать на московском каршеринге в МО с арендой до 10 дней.

Что до систем поощрений, предлагали следующее: делать скидку или начислять бонусы на «Тройку» тем, кто отказался в их пользу от личного ТС, а если вовсе сдал машину в утиль, то продлевать скидку на 5 лет; выкупать б/у автомобили у жителей, причем часть суммы выплачивать «живыми» деньгами, а оставшиеся – перечислять на спецсчет, с которого можно оплачивать каршеринг (как программа реновации жилья, но для авто). Скидки на проезд на ОТ реализованы, например, в Александрии (штат Вирджиния, США) где жителям предоставляются льготные проездные на метро по всей территории Вашингтона и шатл от дома до ближайшей станции метро.

Впрочем, зарубежный опыт чаще предполагает поощрять за отказ от автомобиля скидками на велосипеды и их обслуживание. Например, в Калифорнии действует сервис The New Wheel, позволяющий обменять автомобиль на велосипед, а во Франции каждому при покупке велосипеда выделяют 50 евро на ремонт в утвержденных мастерских. То есть альтернатива автомобилю в других странах — велосипед, в Москве же есть централизованная система городского каршеринга и москвичи действительно предлагают идеи по стимулированию пользования им. Еще раз напомню, что все идеи были присланы в бот и мы публикуем их для ознакомления, ни одна не взята в реализацию.

Среди ваших предложений было и кое-что интересное про велосипеды. Например, это: тем, кто отказался от автомобиля, давать абонемент на городской велопрокат/субсидию на покупку велосипеда/субсидию на ежегодное техническое обслуживание велосипеда, а первым участникам такой программы устанавливать дома велопарковку, как у станции метро Филатов Луг, что дополнительно простимулирует соседей тоже отказаться от авто. За рубежом сейчас предпринимают похожие меры: в Осло частично покрывают 25% затрат на покупку велосипеда, но не более 10 тысяч крон. На льготу могут рассчитывать все жители города, независимо от уровня доходов. Было предложение сделать провоз велосипеда в электричках бесплатным — мы рассмотрим его с коллегами из других подведомственных учреждений.

Я был рад увидеть предложения по стимулированию перехода на общественный транспорт со стороны бизнеса: разрешить московским предприятиям оплачивать проезд на общественном транспорте своих сотрудников на работу и домой, взамен давать бизнесу налоговые льготы. В Бельгии сделали чуть-чуть иначе, там, начиная с 1999 года, налогоплательщики, которые передвигаются на велосипедах, могут получить налоговые вычеты — 23 евроцента за каждый километр. В 2015 году этой программой пользовались 9% всех трудоустроенных бельгийцев, а это 400 тысяч человек. В Голландии же офисным сотрудникам платят 19 евроцентов за каждый километр поездки на велосипеде.

Одно предложение было очень большим и комплексным, поэтому стоит разобрать его отдельно.

Делать скидки для пользователей каршеринга, которые отказались от автомобиля в пользу каршеринга насовсем. Льготный пакет назначать в зависимости от срока владения собственным ТС — во избежание подложных заключений сделок для скидки. Допустимый класс ТС по спец. пакетам должен быть не ниже, чем ТС, которым владел пользователь. Цену на спецпакет рассчитывать так: при среднем пробеге в 20000 км, это около 48000 минут в год (средняя скорость 25 км/ч). Для автомобилей типа Киа Рио/Шкода Октавия средняя себестоимость минуты вождения (без учета потерь в стоимости авто) - в районе 2-3 рублей/минута. Каршеринг должен стоить дешевле хотя бы процентов на 30%, чтобы предложение было интересным.

Как вы уже поняли, и в других странах решают вопрос поощрения пользования общественным транспортом, но не могут точно так же прийти к единому универсальному решению. Что, если его может придумать кто-то из вас?

Свои идеи присылайте, как обычно, в бот Дептранса в Телеграме. Я уже передал всё присланное ранее на изучение в Мостранспроект, но это не предел. Я верю, что вместе мы придумаем, как заинтересовать автомобилистов ездить на общественном транспорте. Авторам лучших идей мы сделаем проезд в общественном транспорте бесплатным на целый год! Ждем ваших предложений.