Развитие речного транспорта в Москве

10.09.2020

Всем привет, это Максим Ликсутов!

Хочу рассказать о судьбе речного транспорта в Москве. В День города после масштабной реконструкции Мэр Москвы С.С.Собянин открыл Северный речной вокзал и прилегающий парк. В первые выходные его посетили почти 20 тыс. человек. В Москве появилось новое любимое место и находится оно, что немаловажно, не в центре города. Но помимо развлекательной функции у Северного речного вокзала есть и очень важная — транспортная. Для навигации мы капитально отремонтировали все причалы и расчистили дно. Теперь вокзал может принимать около 24 речных судов в день. Пока туристических.

Думаю, теперь сомнений нет, речной транспорт Москве нужен. Во многих современных мегаполисах популярны регулярные водные такси, трамваи и паромы. В Стамбуле и Гонконге, например, это один из основных видов городского транспорта. В Лондоне речные перевозки возродили в конце 90-х годов, а в Нью-Йорке с 2017 года заработали пять линий. К 2023 году добавят еще две — настолько эта сеть пользуется спросом.

Нас не раз спрашивали про такой транспорт в Москве. С постоянным расписанием, короткими интервалами, пересадками и едиными городскими билетами. В 2018 году совместно с НИУ ВШЭ, изучив в том числе ваши предложения, мы разработали несколько маршрутов будущего московского речного трамвая и выбрали два самых удачных и востребованных.

Мы хотим, чтобы речной транспорт обязательно работал круглый год. В нём будут действовать городские тарифы, карты «Тройка», соцкарты и льготы — так он будет интегрирован в городскую транспортную систему и увязан с другими видами транспорта. 

СХЕМА МАРШРУТА-1

Первый из маршрутов — от парка Фили до Киевского вокзала.

Прогнозируем, что он подойдёт более чем для миллиона человек — жителей и работников компаний. Маршрут проходит через четыре района города — Хорошёво-Мнёвники, Филёвский Парк, Пресненский и Дорогомилово. Там застраивают прибрежные жилые кварталы, и жителей особо волнует вопрос доступного транспорта.

Представьте — вы выходите из дома, зная, что от современного причала с интервалом каждые 4-10 минут отправляется комфортный речной трамвай, который за 20 минут довезет вас до Сити и Кутузовского проспекта или пересадки на метро. Никаких светофоров, развязок и поисков парковочного места.

Маршрут, помимо делового центра Москвы, бизнес- и жилых кварталов соединит парки, а его конечной точкой станет транспортный узел Киевского вокзала.

Конечно, будет и удобная инфраструктура: где-то приблизим остановки наземного транспорта, везде — модернизируем сами причалы. Поставим навесы, табло с расписанием, автоматы по продаже билетов. В некоторых местах совместно с коллегами из комплекса ЖКХ и Стройкомплекса доделаем современные пешеходные набережные и новые причалы. Речные трамваи Москвы по комфорту не будут уступать другим видам транспорта. 

СХЕМА МАРШРУТА-2

Второй маршрут — от Новоданиловской набережной до Печатников.

Юг Москвы также активно застраивается. Новые прибрежные кварталы часто удалены от станций метро — речной транспорт может стать отличной альтернативной для ежедневных поездок, мы также сможем связать берега Москвы-реки там, где между мостами большие расстояния.

Строится комплекс ЗИЛ, в прошлом году открыт парк развлечений «Остров Мечты». Ключевой остановкой станет и Южный речной вокзал — планируем там масштабную реконструкцию, подобную той, что мы делали на Северном речном вокзале.

Конечно, кроме инфраструктуры, комфорт зависит и от самих судов, которые будут возить пассажиров. Вместе с ВШЭ мы сформировали и техническое задание для будущих производителей — определили, что из себя будут представлять московские речные трамваи, их вместимость, скорость и другие возможности.

Увы, проект пришлось отложить из-за пандемии и неопределённых сроков строительства самих судов. Но раз есть время, у меня родилась идея — обсудить с вами, какие судна подойдут Москве, каким мог бы быть их внешний вид, технологии и другие детали. Давайте решать вместе. Предлагаю действовать так:

1. Мы отбираем жюри, которое будет принимать решение в самом конце. В него должны войти дизайнеры, производители и другие эксперты.

2. Мы выложим все проработки, которые делали мы сами, и которые мы получим от разных производителей.

3. Собираем ваши предложения и обновляем техническое задание.

4. Выбираем итоговый вариант с помощью голосования, и называем именем победителя (предложившего лучшую идею) первое судно.

Мэр Москвы С.С. Собянин поддержал проект запуска речного транспорта и поручил детально всё доработать, обязательно с учётом мнения москвичей.

Мои коллеги уже начали подготовку. В ближайшее время я вернусь к вам с идеями насчёт жюри и расскажу, что мы собрали и подготовили, чтобы затем уже подключать вас. Уверен, вместе мы сделаем лучший новый транспорт в Москве.