Настоящее и будущее Московской билетной системы. Часть 2

01.09.2020

Всем привет, это Максим Ликсутов!

Как и обещал, сегодня публикую вторую часть большой темы, посвященной билетной системе Московского транспорта. На этот раз поговорим о современных технологиях в этом секторе и осязаемых перспективах на будущее.

В прошлой колонке я упоминал об одной из проблем старой билетной системы: исходные коды той системы принадлежали частным лицам. Дорабатывать старую систему так, чтобы она соответствовала современным запросам, становилось сложнее с каждым годом. И мы приняли решение о создании новой. Мы объявили об этом еще в 2018 году, но подходим к ее полному внедрению только сейчас: это крайне сложная система, которую мы внедряем «бесшовно» для пассажира. Нужно понимать, что билетная система Московского транспорта - это не только прошивка турникета, а сложнейшее ПО. Например, это более 5 тыс. турникетов и контролеров зон прохода, 25 тыс. валидаторов, 1,5 тыс. автоматов по продаже билетов, более 1,5 тыс. автоматизированных рабочих мест кассиров и инфотерминалов, более 600 серверов и др.: всё, что позволяет бесперебойно функционировать крупнейшей билетной системе в Европе.

Билетная система Московского транспорта признана лучшей в мире по версии Transport Ticketing Global. Хочу рассказать, что делает ее такой особенной и почему, по официальному признанию жюри конкурса, «операционные преимущества системы выделяют её из других». Международные эксперты отметили столичную «Тройку» по простоте использования, удобному тарифному меню, количеству способов пополнения, востребованности среди горожан и потенциалу для развития. По обозначенным параметрам наша билетная система значительно обошла других претендентов, среди которых были представлены билетные решения крупнейших мегаполисов мира.

Во-первых, высокая скорость обработки данных позволила сократить время принятия решения об открытии турникета по карте Тройка до 300 миллисекунд. Для сравнения, человек моргает медленнее – в среднем от 1 до 3 секунд. Мы также работаем над временем чтения банковских карт: уже сейчас платеж на турникете по некоторым банковским картам проводится менее, чем за 1 секунду: в 3-5 раз быстрее, чем в магазинах или других точках оплаты.

Во-вторых, поддержка на самых разных видах транспорта: от метро и автобусов до МЦД и канатной дороги. При этом система автоматически рассчитывает тариф и дает право на скидки и бесплатные пересадки. Сейчас в системе работают 1838 комбинаций маршрутов, и даже с такими сложными маршрутами как, например, Автобус-Метро-МЦК-МЦД пассажир получит самый оптимальный тариф и все бесплатные пересадки, предусмотренные тарифами. Также система поддерживает различные виды тарифов (включая зональные и покилометровые, применяемые в других субъектах) и позволяет записать на карту сразу несколько видов билетов (Кошелёк, безлимитные абонементы или абонементы на определенное количество поездок).

В-третьих, система поддерживает рекордное количество способов оплаты проезда по так называемым open-loop технологиям, когда пассажиру достаточно приложить к турникету банковскую карту или телефон и средства будут списаны напрямую с банковского счёта: банковские карты практически всех платежных систем, все системы оплаты телефоном, даже такие новые как Huawei Pay, МИР Pay и другие. Совсем недавно мы одни из первых в мире перешли на технологию агрегации платежей. Это значит, что списание с банковских карт происходит в конце дня с учетом всех бесплатных пересадок, тарифов и скидок.

И еще наша система – очень удобная и имеет очень широкий охват. В рамках внедрения новой билетной системы заработала так называемая персонификация «Тройки».

Теперь горожанам доступен личный кабинет пользователя с возможностью просмотра и переноса баланса, установки автопополнения, истории платежей и поездок.

Уже сейчас владельцы гаджетов на базе Android - их большинство на Мостранспорте - могут пополнить «Тройку» в приложении «Метро Москвы», минуя активацию купленного билета или пополнения «Кошелька» на желтом терминале. Активировать билет можно сразу, приложив его к NFC модулю на своем смартфоне.

А пользователи гаджетов на базе Apple, благодаря выпуску обновленной версии приложения «Метро Москвы», впервые получили возможность онлайн покупки всех типов билетов, которые можно очень быстро активировать на желтых терминалах.

Помимо этого, на базе карты «Тройка» работает возможность оплаты городских сервисов, программа лояльности функционирует с более 6000 торговых точек и многое другое.

Кроме того, внедрение «Тройки» в столице позволяет нам ежегодно экономить 2,5 млрд рублей. Это и определенный вклад в сохранение природных ресурсов, экологии - мы в 6 раз уменьшили выпуск бумажных билетов. Транспортная карта также сократила очереди в кассах метро на 40-70%.

В каком направлении Московский транспорт движется дальше?

У нас 4 основных направления: дальнейшее развитие карты «Тройка», расширение возможностей бесконтактных систем оплаты, увеличение скорости/внедрение новых технологий прохода и подключение к нашей билетной системе новых регионов. Развитие карты «Тройка». В настоящее время идёт разработка и внедрение новой билетной системы, в рамках которой дорабатывается функционал карты «Тройка», наша билетная система становится ещё эффективнее и безопаснее.

Во-первых, появится виртуальная карта «Тройка». Сейчас работаем над тем, чтобы она функционировала в приложениях- кошельках телефона таких как Wallet, то есть существовала онлайн. Мы уже проводим тестирование этой технологии на базе Google Pay и Samsung Pay. А в декабре собираемся провести тестирование с ограниченной группой пассажиров. Планируем одними из первых в мире разместить транспортную карту в приложениях Wallet в смартфонах. 

Во- вторых, мы немного меняем архитектуру системы, что позволит отказаться от активации пополнений на жёлтых терминалах и в АПБ. И, в-третьих, работаем над системой, когда любой носитель – от банковской карты до пропуска на работу сможет стать идентификатором, дающим доступ к счёту карты «Тройка».

Развитие систем бесконтактной оплаты (Open-Loop). Планируем воспользоваться всеми преимуществами нашей новой агрегационной модели по банковским картам, запустить новую логику расчета тарифов с возможностью выбора самого оптимального решения. Например, пользователь «накатавший» количество поездок до стоимости месячного абонемента получит возможность бесплатно ездить до конца месяца, как будто бы он заранее приобрел месячный абонемент.

Сейчас мы также работаем над возможностью оплаты всех видов транспорта, включая такси, каршеринг, самокаты и велосипеды, одним чеком. Это решение, а также подписки на все виды городского транспорта войдут в функционал интегрированного мобильного приложения.

Это и есть цифровая персонализация транспортных услуг, или MaaS (Mobility-as-a-Service). Об этом я рассказывал в прошлой колонке (https://transport.mos.ru/mostrans/liksutov/maas).

При этом, мы интенсивно работаем над повышением скорости прохода по банковским картам и планируем оснастить ридерами банковских карт все турникеты в метро.

Развитие скорости прохода и внедрение новых технологий прохода. Мы работаем над тем, чтобы повысить скорость чтения карт и открытия турникетов еще на 20-30%, что даст возможность увеличить пропускную способность наших турникетных линеек. Кроме того, тестируем новые технологии: уже в следующем году мы планируем запустить оплату по лицу. Представьте — турникет сам распахивает перед вами свои створки. Мы активно занимаемся настройкой и тестированием, сейчас уже более 1,5 тысяч успешных тестовых проходов совершено с использованием данной технологии. Параллельно работаем над реализацией платежей по лицу в кассах мосметро: забыть кошелёк дома уже не будет страшно.

Московский транспорт ставит перед собой новую амбициозную цель распространения «Тройки» в качестве единого решения не только в Московской агломерации, но и в других регионах.

Совсем недавно, запустив «Тройку» в Тульской области, мы уже убедились в ее востребованности в других городах. Это позволяет сделать проезд дешевле и удобнее.

Кстати, 18 ноября Правительства Москвы и Московской области подписали со Сбербанком совместную стратегию развития этого проекта в регионах. Направлением деятельности совместного предприятия «СберТройка» станет запуск оплаты проезда в регионе по «Тройке», по банковским и социальным картам. Расходы регионов на проезд станут меньше до 7 раз. Любой субъект России может воспользоваться нашим опытом и запустить в регионе самую современную билетную систему с «Тройкой», которая признана лучшей в мире.

Буду держать вас в курсе, как идёт развитие и реализация новых сервисов в транспорте.