Всем привет! С вами снова Музей Транспорта Москвы (mtmuseum.com) и я, его директор, Оксана Бондаренко.
Наша классическая «Музейная среда» сегодня звучит урбанистически, оставим в стороне все календари. Не поспоришь, транспорт в глобальном смысле этого слова — такая же городская среда для жизни как парк, улица, двор или любое общественное пространство, с такими же принципами «средовой» организации и инструментами взаимодействием с жителями.
В нашем музейно-транспортном разговорнике на это есть свое определение: sharing-life! Транспорт — это место, где ты проводишь, делишь свое жизненное пространство со случайными попутчиками абсолютно добровольно, перемещаясь из точки А в точку Б. Да и после завершения так называемого жизненного транспортного цикла особенной любовью у архитекторов и урбан-дизайнеров пользуются наши «рельсы-монорельсы-эстакады и вокзалы». Если уже не повезем, то точно «припаркуем».
Самая распространенная реинкарнация транспортных артерий — организация парковых пространств, оригинальных зеленых променадов, висящих в небе садов. Skygarden в Сеуле,
Jardins de la rambla de sants в Барселоне,
район Theresienhoehe в Мюнхене,
очень уютный парижский Promenade Plantee (кстати, один из первых примеров служения экологии города от имени транспорта).
И, конечно, знаменитый парк High-Line в Нью-Йорке.
Никогда не забуду личных впечатлений от первого посещения уникального парка в Нью-Йорке, когда он только открылся: «What??? Так можно было?» Бежать над Челси в арт-галерею через заросли каких-то чудных цветов, трав, милых скамеек, маленьких фонтанчиков воды, рассматривая творения художников на фасадах зданий Манхэттена — это как «бегущая по рельсам, как по волнам». Делюсь снимками той самой давности.
Любовь к этому месту с первого взгляда случилась, безусловно, благодаря его кросс-культурности, которая была в нем заложена изначально. Во многом это заслуга феноменального арт-директора High-Line Сесилии Алемани. Именно она привлекла к участию в программах парка звезд современного паблик-арта Керри Джеймса Маршалла, Кароль Бове, Эля Анацуи, Сару Зе, Симону Ли.
При ней на этом, в общем-то, небольшом пространстве сконцентрировалась культурная жизнь всего района Челси. Каждый день экскурсии и лекции об истории города, дизайне, мастер-классы по уходу за растениями. Круглый год проходят иммерсивные театральные выступления под открытым небом и так далее.
Ежегодно на 2,5 км оставляют свой след около 8 млн. человек и 98% затрат на содержание парка окупаются! При этом парк остается в собственности властей города. Как? Это тема отдельного поста «Фандрайзинг в культурной сфере». Создатели High-Line не только выступили инициаторами ревитализации заброшенного пространства, но и оказались грамотными менеджерами. Они внимательно отслеживают запросы в первую очередь местных жителей при помощи социальных сетей (https://www.instagram.com/highlinenyc/, https://twitter.com/highlinenyc, https://www.facebook.com/highlinenyc) и реагируют на них, постоянно обновляя программу парка.
«К общественным пространствам возникают новые требования. Парк сегодня не может оставаться просто парком, города переросли этот этап. Любые общественные пространства должны сочетать две, три, а лучше четыре функции: музей, ботанический сад, место развлечений и центр услуг», — говорит один из создателей High-Line Роберт Хэммонд. Главное — это баланс между запросами публики и верой команды в свое предназначение: менять пространство и мир вокруг к лучшему.
В московском транспортном хозяйстве тоже есть предмет дискуссии с большим потенциалом на иную роль в жизни города — это монорельс. Вокруг конкуренты по перевозкам — автобусы, МЦК, трамваи — перехватили поток пассажиров, и монорельс превратился в экономически неоправданный проект. А витающая в воздухе идея «нашего Хай-лайна» на месте монорельса звучит все чаще.
Кстати, интересный момент в биографии Музея Транспорта Москвы, как в песне «С чего начинается Родина»... К 100-летию московского трамвая в 1999 году на территории бывшей трамвайной станции «Ростокино» и трамвайного депо имени Баумана открылся первый в городе музей пассажирского транспорта. В коллекцию вошли образцы трамваев, троллейбусов, автобусов и другой техники начиная с XIX века, а также фирменные значки, старые билеты, документы и фотографии. Через 2 года музей закрыли и перенесли, чтобы сделать на его месте электродепо московского монорельса.
Может быть, настало время вернуться «к корням»? И нам снова будет по пути! ❤️