31 августа 2020

Будут ли использовать технологию алкозамков в Москве?

Привет, это Михаил Кизлык, руководитель Центра организации дорожного движения Правительства Москвы. 

Почти каждое десятое ДТП в России происходит с участием пьяного водителя. Проблема сложная, но ещё сложнее выбрать эффективный метод её решения. Например, в развитых странах, кроме различных вариантов штрафных систем и наказаний, широко используется установка алкозамков в автомобилях – прибора, который блокирует зажигание двигателя при выявлении паров алкоголя у водителя.

В Европе первопроходцем в вопросе обязательного внедрения алкозамков была Швеция. Впервые устройство начали применять ещё 20 лет назад. В 2020 году более 5 тысяч машин водителей-нарушителей оснащены алкозамками. Во Франции алкозамки используются в программе реабилитации от алкогольной зависимости. Если у автомобилиста, осужденного за вождение в нетрезвом состоянии, концентрация алкоголя в крови выше 0,8 г/л, то ему предлагают поставить в машине алкозамок вместо запрета на вождение. И назначают период использования прибора – от 6 месяцев до 5 лет. Такие меры способствуют снижению количества ДТП с участием пьяных водителей.

В мировой практике алкозамки используются пока не для всех. Однако, Европейский парламент утвердил правила: с 2022 года все новые автомобили, которые производят или продают в Евросоюзе, будут оборудованы рядом технических систем. В том числе алкозамками. А с 2024 правило будет распространяться и на старые машины.

Мы всегда следим за международным опытом коллег: новыми методами и технологиями. Внедрение алкозамков у нас в стране – совершенно новый опыт. Для начала необходимо тщательно продумать систему и правила использования нового для нас устройства.

При этом сейчас очевидно, что эта история может распространяться не на всех водителей. Алкозамки нужно использовать в отношении тех, кто уже был замечен в порочной практике, когда это принимает характер рецидива. Ставить всем подряд алкозамки мы считаем не правильным и не нужным. Но если точно установлено, что водитель был в состоянии алкогольного опьянения - то алкозамки целесообразно рассмотреть к установке на период не менее двух лет, даже после окончания срока административного нарушения. При этом данные, например, можно было бы консолидировать в единой системе (допустим, РНИС – система, в которой обрабатывается информация о передвижении городского наземного транспорта).