Привет-привет! Здесь снова «Музейная среда» и я, Оксана Бондаренко, директор Музея Транспорта Москвы (mtmuseum.com).
Несколько дней назад прямо с московской улицы в транспортную историю вошел троллейбус. Каждый художник мечтает иметь место на стене Третьяковской галереи. Троллейбус со всей троллейбусной «экосистемой» заехал к нам в Музей с почетом и уважением.
Как вы знаете, останется в Москве место, где сохранится 1 троллейбусный маршрут. Он будет называться «музейным», пройдет вокруг площади трех вокзалов и даст возможность жителям и гостям города не забывать историю московского транспорта. Кстати, на нем можно будет доехать до будущего нового здания Музея Транспорта Москвы на Новорязанской улице (дом 27) вместе с настоящим кондуктором (была такая профессия). Но главное, мы приложим все усилия, чтобы на маршруте периодически со всем пиететом к антикварной технике появлялись те самые ретро-троллейбусы из коллекции Музея, которые впервые вышли на улицы города 60 лет назад и еще помнят живых кондукторов.
Конечно, главным таким «ветераном» считается легендарный ЗиУ-5. Улыбнулась, когда впервые увидела этот троллейбус в стенах нашего музея — ярко-синий, с удивительно доброй «физиономией». Как из старого мультфильма. А, между прочим, когда-то это была инновационная машина, совершившая настоящую революцию в отечественном троллейбусостроении. Технические «ноу-хау», реализованные при создании ЗиУ-5, не теряли свою актуальность до начала ХХI века. Хотя выпускать эту машину начали в 1959 году на Заводе имени Урицкого в городе Энгельс Саратовской области.
ЗиУ-5 пришли на смену очень надежному, но очень неудобному троллейбусу МТБ-82. Для водителей и пассажиров новинка стала настоящей революцией. Прежде всего, труд водителя стал несопоставимо более лёгким благодаря новой системе управления. Это было важно, так как «рогатыми» машинами уже в то время часто управляли женщины. Хотя размеры не изменились, водитель, после МТБ, как будто пересаживался со старого грузовика на современный легковой автомобиль.
За счет изменений в конструкции дверных проемов пассажирам стало гораздо легче заходить и выходить из салона, не распихивая друг друга локтями. Внутри кузов троллейбуса был обшит фанерой, металлические детали хромировались, а резиновое покрытие на полу скрывало пол из досок. Окна сделали максимально высокими, чтобы в салоне было светло. Такую машину оценили не только на Родине, но и за рубежом. ЗиУ-5 поставлялся на экспорт в Венгрию, родину Ikarus’ов, и даже в Колумбию!
На почти 30 лет ЗиУ-5 занял маршруты большинства городов бывшего СССР. Когда появились первые ЗиУ-5, в такси еще работали старые «Победы» и ЗИМ. Когда последние ЗиУ-5 исчезали с пассажирских линий, на улицах уже встречались ВАЗ-2108 и «Москвич-2141», а в автобусные парки поступили первые автобусы XXI века ЛиАЗ-5256.
В Москве последние ЗиУ-5 сошли с маршрутов в декабре 1987 года. На смену им пришел ЗиУ-9 — самый массовый троллейбус в мире. Будем бережно хранить эту уютную «букашку», которая покорно возила наших бабушек и дедушек под песню Булата Окуджавы «Синий троллейбус». А еще обязательно посмотрите фильм 60-х годов «Первый троллейбус», в котором снялся наш ЗиУ-5.
Теперь мы надеемся снова встретиться с ЗиУ-5 редко, но метко, уже на «музейном» маршруте, подробностями которого мы поделимся в ближайшее время.
Нам всегда будет по пути!