Привет, друзья! Сегодня снова на канале «Музейная среда» и я, Оксана Бондаренко, директор Музея Транспорта Москвы (mtmuseum.com).
Начался очередной учебный год: детишки, банты, ранцы, смех, бегом в школу и… пешеходные переходы, светофоры, дороги и машины. Нет сомнения, что вы уже рассказывали своим школьникам о правилах дорожного движения.
А знаете ли вы, что раньше в нашей стране для проведения уроков, посвященных правилам дорожного движения, специально приглашали милиционеров? Видимо, их серьезный вид в форменном кителе и фуражке помогал лучше усваивать пройденное. В моей школе, например, нашими знаниями о собственной безопасности при переходе дороги занимался натуральный михалковский «Дядя Степа», которого уже много позже, став водителем автомобиля, я видела пару раз на дороге все также недалеко от школы.
Что интересно узнать детям и подросткам, кроме как «посмотрите внимательно налево или направо прежде чем ступить на пешеходный переход» или «следите за сигналом светофора и никогда не переходите улицу на красный свет»? Ну, конечно же, прикольные факты из истории дорожного движения. Например, что еще при царе Иване III в XV веке были утверждены первые отечественные правила дорожного движения. Они определяли порядок пользования дорогами с перекладными лошадьми, позволяющими ездить на дальние расстояния.
А быструю езду стали ограничивать еще при Петре I. В 1683 году он издал указ, который запрещал «лихачить» на улицах Москвы, а также запрещал кучерам бить прохожих хлыстами. В 1730 году императрица Анна Иоанновна ужесточила наказание для лихачей. Их полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.
Когда в конце XIX века на улицах российских городов появился первый общественный транспорт — «конки» — они получили приоритет перед другими транспортными средствами при проезде перекрестка.
Первый декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» 1920 года запрещал ездить на машине в театр. А еще там была куча забавных ограничений: легковые автомобили должны были соблюдать скорость «не более 25 верст в час» (27 км/ч), а грузовые – «не свыше 15 верст в час» (16 км/ч). Если на машине отсутствовали фары, то «не свыше 10 верст в час» (11 км/ч). В положении о номерных знаках было сказано, что «самописные знаки отнюдь не допускаются». Более того, «обгон в узком месте и срезание углов безусловно воспрещаются». Но тогда в нашей стране частных автомобилей еще не было вовсе.
В 1920-х годах в Москве появились первые светофоры. Два семафора с поворачивающимися крыльями установили на Пушкинской площади, которая в те времена называлась Страстной. Ими управлял специальный регулировщик, который поворачивал крылья вокруг оси на 90 градусов.
В 1933 году появились первые дорожные знаки. Их было всего 23: 4 указательных, 13 воспрещающих и 6 предупреждающих (сегодня их больше 100). Тогда же на улицах появились первые светофоры, похожие на циферблат. В 1950 году были изданы требования к рядовому автомобилисту. Его обязывали «быть опрятным, дисциплинированным, вежливым и тщательно следить за состоянием автомобиля».
Особенно нашему «Дяде Степе» не нравилось положение, что до 1980 года за чертой города не существовало скоростных ограничений. «На шоссейных дорогах вне населенных пунктов можно вести автомобиль со скоростью, допускаемой состоянием дороги, профилем пути, степенью видимости и обеспечивающей полную безопасность движения», — гласили правила.
А еще я со школьных времен помню теплые мультяшные советские плакаты, призывающие детей быть внимательными на дороге. Весело о серьезном - это авторы детских плакатов умели. Захочешь — не забудешь!
Расскажите лишний раз о правилах дорожного движения вашим детям, поделитесь с учениками. Каждый школьник имеет право на своего «Дядю Степу». Пусть эти милые картинки вдохновят вас.
В нашем будущем Музее Транспорта мы задумали и обязательно сделаем специальную интерактивную уличную площадку, на которой можно будет попробовать себя в роли профессионального водителя и внимательного пешехода. Ведь Музей — это не только пространство, где живет музейная техника, но и место новых знаний.
В Лондонском музее транспорта существует целая игровая обучающая программа, в которой детям предлагают найти безопасный путь домой с соблюдением правил дорожного движения. А заодно знакомят с историей транспорта и тем, как изменились путешествия по Лондону со времен конных экипажей. Похожие программы существуют в Рижском музее моторов и Музее транспорта в Люцерне.
Мы непременно будем развивать образовательное направление для детей. А пока строится наш Музей, делитесь с нами своими мыслями и наработками, какие обучающие программы могли бы быть интересны вашим школьникам сегодня. Будем создавать свой банк идей. Адрес прежний: followme@mtmuseum.com. Нам по пути!