3 февраля 2021

Знаете каким он парнем был....это о первом автомобиле! Отмечаем 135 лет чуду на колесах!

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

29 января 135 лет назад родился автомобиль! У меня могло бы быть все, если бы не интереснейшая история, связанная с двигателем внутреннего сгорания.

В этот день в 1886 году немецкий инженер Карл Бенц запатентовал свою «моторную повозку», которую, не мудрствуя лукаво, так и назвал: Benz Motorwagen. Какой простой незамысловатый человек.



Промышленник и предприниматель Бенц начал работать над созданием первого автомобиля в 1885 году, и долго хранил своё изобретение в тайне от мира: пробные поездки в обстановке секретности проходили по ночам на территории его фабрики. Только 3 июля 1886 года он решился выехать на улицу. Эксперимент прошел успешно — после него Карл Бенц построил еще пару экипажей с мотором, а потом и целую серию из двух десятков экземпляров. Так всё и началось.

У первого автомобиля Бенца были три металлических колеса — не самая устойчивая конструкция, но с одновременным поворотом обоих передних колёс Бенц разобрался только спустя 7 лет. А пока его одноцилиндровый двигатель объемом чуть меньше 1 литра развивал мощность до 0,8 л.с. и разгонял автомобиль до 16 км/ч. Забавно, что двигатель работал на лигроине — так в те годы называли бензин, который продавался в аптеках как чистящее средство. И это сыграло на руку предприимчивой жене изобретателя Берте, которой «моторваген» обязан первым серьёзным тест-драйвом.

Дело было так. Утром 5 августа 1888 года Карл Бенц проснулся в пустом доме. Жена и двое сыновей куда-то исчезли. Записка на столе сообщала, что Берта с детьми уехала навестить мать, хотя между строк читалось: «Я в тайне взяла твой автомобиль для долгой поездки, полной опасностей, и покажу тебе, трусишке, на что на самом деле способен Benz Motorwagen». Потому что тёща Карла жила в Пфорцхайме, а Бенцы — в Мангейме, в 106 км друг от друга. Без приключений не обошлось, но и Берта была женщиной непростой. Лигроин она покупала в придорожных аптеках, забившийся топливопровод она прочистила шляпной булавкой, накрывшийся изолятор проводки обмотала подвязкой для чулок, а новые тормозные накладки соорудила из кусочков кожи, приобретенных у случайного сапожника. Весь путь экипаж Берты преодолел за 12 часов, и через пару дней так же вернулся обратно. Уверенность Карла в своем изобретении с тех пор только крепла.

А поводы для сомнений были. Загвоздка в том, что германское патентное право защищало рабочие чертежи конкретного агрегата, но не общую концепцию, что не мешало другим талантливым людям заново изобрести автомобиль. Конкурент Бенца Готлиб Даймлер так и поступил: одновременно с Бенцом он представил самодвижущийся экипаж — по сути обычную карету, но с двигателем в 1,5 л.с. По иронии судьбы 40 лет спустя компания Карла Бенца Benz & Cie. и DMG Даймлера объединились в концерн Daimler-Benz, чтобы пережить финансовый кризис. Так и появились автомобили Mercedes-Benz: их назвали в честь лучшей модели DMG Mercedes 1902 года и в честь Карла Бенца.

Осенью 1891 года один из образцов Benz появился в России: его привёз из Марселя главный редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий. А в 1894 году фирма Benz & Cie. официально экспортировала в Россию первый автомобиль. Интересы фирмы стала представлять контора «Карл Шпан» с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве, которая успела продать 19 легковых автомобилей до 1897 года. Они поступили в Петербург, Москву, Одессу, Николаев и Варшаву.


И уже в 1896 году петербуржцы-машиностроители Евгений Александрович Яковлев и Пётр Александрович Фрезе, вдохновившись успехами Бенца, построили первый российский автомобиль. Любопытно, что тот самый «Яковлев и Фрезе» был подозрительно похож на бенцов Duc, который появился только спустя два года. Есть версия, что машина была разработана немецкой компанией специально для России и при непосредственном участии наших конструкторов. Или, возможно, Бенц купил у Петра Фрезе лицензию на кое-какие детали конструкции. Так или иначе, в 2021 году мы ещё отметим день рождения первого отечественного автомобиля, но об этом как-нибудь в другой раз.

Главное — не переставать выдумывать и изобретать: как показывает история, первенство в таких вопросах второстепенно. На каждого Карла Бенца всё равно найдется своя Берта, свой Готлиб Даймлер и свой редактор «Одесского листка».

Нам по пути!

Сайт Музея Транспорта Москвы