10 февраля 2021

Тайны метро: часть 1.  Щекотливая история матроса с «Площади Революции», пиксели «Охотного ряда», затаившийся на «Добрынинской» Сталин, «Новослободский» костёл и окаменелости «Краснопресненской»

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Согласитесь, без маленьких тайн жить просто скучно. Поэтому в детстве мы играли в «секретики» и устраивали тайники, а теперь зачитываемся романами Умберто Эко и Донны Тартт. Сегодня я присоединяюсь к последним, чтобы раскрыть некоторые секреты Московского метрополитена. Их наберётся на целый трёхтомник: эту колонку будем считать первой главой.

мозаика «Утро космической эры», С.А. Павловский

Начнём её с тайников центральных станций. Заходим на «Добрынинской» и сразу упираемся в мозаичный триптих. На правой части марширует «Парад советских спортсменов», которые радостно несут портрет Юрия Гагарина. Забавно, что спортсмены ничем не выдают своей профессиональной принадлежности, да и появление космонавта в такой компании слегка смущает — станция открылась в 1950-м, за 11 лет до полета Гагарина. Что объяснимо: изначально это было шествие трудящихся, а несли они портрет товарища Сталина. Но такой сюжет на вкус 60-х был уже дикостью, и в те же годы в торце центрального зала станции на месте барельефа с Отцом народов появилось смальтовое панно «Утро космической эры». Кстати, без Гагарина.

Едем до «Краснопресненской» и оказываемся в окружении древней фауны. Она заключена в колоннах зала, которые сделаны из красного мрамора возрастом в несколько сотен миллионов лет. Самые заметные представители древнего животного мира — моллюски, которыми изобилует отделочный материал. Очень советую когда-нибудь на них позалипать — отличный диджитал-детокс, за которым приятно скоротать ожидание встречи.

@russos_ap

Садимся в поезд до «Новослободской», высаживаемся на станции, а попадаем в подземный костёл. Всё потому, что все 32 витража изготавливали в Латвии за неимением в России подходящих мастерских. А рижские художники использовали те же стёкла, что привыкли расписывать для своих храмов. В религиозную ауру места прекрасно вписалась и мозаика «Мир во всем мире», изображающая мадонноподобную женщину с ребёнком на руках. Вообще-то у неё должна была быть тройня, но руководство вовремя опомнилось — «женщина троих не прокормит».

Ну и по старому канону до 60-х годов над ней возвышался Сталин. Тут вообще без комментариев.

@russos_ap

Дальше с одной пересадкой добираемся до «Охотного ряда». Её открывали в 1935-м на самой первой линии метрополитена, который тогда насчитывал всего 13 станций. Сейчас на уровне остановки первого вагона из центра можно найти мозаику светло-жёлтой и охристой плитки, которая заметно выбивается из окружающего серого мрамора. Это кусочек «родной» облицовки станции с многочисленными «заплатками», и его во время реконструкции нулевых оставили специально, в качестве полумузейного экспоната.

Теперь после долгого-предолгого перехода попадаем на «Площадь Революции». Наша цель — скульптура бронзового матроса, с которым связана преинтереснейшая история. Его прототипом стал Олимпий Рудаков, 40-летний капитан первого ранга. В 1953 году под его командованием в британскую акваторию прибыл крейсер «Свердлов» — поздравить Елизавету II с коронацией.



По удивительному стечению обстоятельств Олимпий стал главным героем бала: сама королева подарила ему первый тур вальса, а позже познакомила со своей сестрой, принцессой Маргарет — в её компании капитан провёл весь вечер. На следующий день к пирсу недвусмысленно подъехал фургон с алыми розами от принцессы для обворожительного Рудакова, на что тот мудро ответил, что цветы — подарок для всего экипажа, и поспешил на родину к семье.

Пожалуй, ни в одном метро мира таких персонажей больше не встретишь — а ведь мы ещё даже до середины не добрались.

А если у вас есть желание прогуляться самостоятельно, скачивайте приложение «Тайны метро».

Не переключайтесь, нам по пути!

Музей Транспорта Москвы