15 февраля 2021

Что такое кросплатформенные станции — колонка Павла Ковалёва

Привет друзья, это Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом!



Сегодня мы поговорим о совмещенных или как их еще называют кросс-платформенных станциях Московского метро, на которых поезда четырех различных направлений прибывают к двум общим платформам.  Их оригинальные инженерные решения позволяют быстро пересесть с одной линии метро на другую просто переходя на другую сторону платформы. А пассажиры частенько задаются вопросом: почему же в каждом из залов составы едут в одну сторону?

Таких станций в московском метро всего семь: «Каширская», «Китай-город», «Третьяковская», Парк Победы», «Петровско-Разумовская», «Кунцевская» и «Нижегородская». Мы познакомимся с устройством «кросс-платформ» на примере развития станции метро «Третьяковская».

Когда метро только начинало строиться, градостроители планировали дальнейшее развитие сети линий внеуличного транспорта, намечая на картах трассы и планы перспективных радиусов, которые, проходя через срединную часть города, объединялись в диаметры. Так, к 1940 году план подразумевал строительство 7-ми линий метро, которым предстояло пересечь территорию советской столицы. Они проходили по наиболее оживленным наземным транспортным направлениям города.

Из этих семи линий нам интересны две. Первая - от района Бабушкинский в район современных Ленинского проспекта и Профсоюзной улицы (проектное название Дзержинско-Калужская); вторая, при проектировании носившая название Краснопресненско-Первомайская, направлялась от Тушино через Серебряный бор в Перово и Новогиреево. По проекту две эти линии пересекались поблизости от станции «Новокузнецкая» Горьковского – Замоскворецкой линии.

К середине 1960 годов, направления подземных магистралей немного изменились. Сегодня поезда Калужско-Рижского диаметра следуют подряд через два совмещенных метровокзала: станции «Третьяковская» с пересечением с Калининской линией и с переходом на станцию «Новокузнецкая» и «Китай-город», где действует пересечение с Таганско-Краснопресненской линией.

Надо сказать, что для того, чтобы построить два метровокзала параллельно и максимально близко друг к другу, важно, чтобы в месте пересечения выполнялись некоторые условия. Тоннели «сплетающихся трасс» должны подходить друг к другу под острым углом.  Скрещения тоннелей происходит в разных уровнях (один под другим) перед станцией и после неё.

Как правило, сдвоенные станции метро строятся на линиях глубокого или мелкого заложения в несколько этапов (в определенной очередности). За время становления пересадки не один раз  здесь существенно меняются направления движения поездов и пассажиров. Многие из вас, проходя сегодня протяженными коридорами на «Третьяковской», не догадываются, что все эти подземные «улицы» развиваются более сорока лет!

Вернемся ненадолго в прошлое. Напомним, что первая станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии была построена еще во время войны, в ноябре 1943 года по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой. А вторая станция с этим же названием (Калужско-Рижского диаметра) приняла первых пассажиров 4 апреля 1971 года.

Короткий поезд у платформы станции «Новокузнецкая» (Калужско-Рижской линии). 1971-1974 гг. Фотография из коллекции «Народного музея метрополитена».

В правой верхней части лобового стекла хвостового вагона видно название конечной станции – «Калужская» (тогда она размещалась в одноименном электродепо).

Для организации пересадки на новую станцию, на «Новокузнецкой» Горьковско-Замоскворецкой линии был значительно удлинен центральный зал. При этом было сохранено мраморное панно с изображением Ивана Таранова и его супруги  Надежды Быковой.


Станция «Новокузнецкая». Южный торец центрального зала. Панно: «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» автор Б.В. Покровский. Фото - Михаил Шульга, 2020 г.

В 1971 – 1985 годах каждый из проходов к эскалатору предназначался для движения встречных пассажиропотоков между самостоятельными станциями Горьковско-Замоскворецкой и Калужско-Рижской линий.

Строго, неброско и функционально – белым мрамором Коелга – оформили новую станцию «Новокузнецкая» архитекторы В.Г. Поликарпова, А.А. Марова, Фото – Михаил Шульга. 2020 г.

В 1971 - 1985 гг. здесь пассажиры проходили на посадку в поезда к станциям «Калужская», «Беляево» или «ВДНХ», «Медведково».

«Новокузнецкой» станция называлась до 4 ноября 1983 года, когда она была переименована в «Третьяковскую» - по расположенной в непосредственной близости Третьяковской галерее. И уже в это время велись работы по созданию здесь совмещенной пересадочной станции, объединяющей Калужско-Рижскую и новую Калининскую линии. Таким образом, задумки проектировщиков еще 30-х годов, пусть и медленно, но воплощались в жизнь – в центре Москвы, рядом с знаменитой художественной галереей формировался большой транспортный узел.

Важнейшие элементы в четкой работе кросс-платформенных станций – съезды, то есть пересечения путей разных линий метро на одном уровне. По съездам и соединительным ветвям составы попадают с одной линии на другую; с их помощью по всей сети линий метро следуют хозяйственные поезда, поезда-лаборатории и т.д. Путевое развитие на подземных линиях может быть обустроено вблизи станций или на перегонах в особых местах – «камерах съездов». Вокруг совмещенной станции двух линий необходимо обустройство сразу четырех таких камер, где уложены стрелочные переводы и соединения между путями главных направлений.

Когда станция «Третьяковская» была единственной, поезда Калужско-Рижской линии от станции «Площадь Ногина» («Китай – город») проезжали к ней слева (по съезду).  К 11 января 1986 года был возведен второй зал станции «Третьяковская», объединенный с прежним залом мостиками по центру. Станция стала совмещенной. Путевое развитие было изменено, и теперь составы Калужско-Рижской линии привозят пассажиров от центра города в новый зал.

Камера съездов. Фото Александра Попова.

Когда движение поездов разных линий становится раздельным, некоторые элементы пути разбираются. Так завершается строительство совмещенных  станций.

Путевые стены нового зала (архитекторы: Р.И.Погребной и В.З.Филиппов) в полном соответствии с названием станции украшены рельефными портретами русских художников и иконописцев (скульптор А.Н. Бурганов). Фотография «Народного музея Московского метрополитена».

25 января 1986 года был открыт для движения новый участок Калининской линии от станции «Марксистская» к станциям «Третьяковская» протяженностью 1,7 км. Традиционно к завершению строительства нового объекта на линиях московского метро были выпущены памятные значки нескольких видов.

Индивидуальное оформление двух залов совмещенной станции «Третьяковская» позволяет лучше ориентироваться пассажирам. Надо только запомнить, что от платформ белого зала поезда отправляются к конечным станциям «Медведково» и «Новокосино», а в зале с рельефами художников на красных стенах – только к станции «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии. Будьте внимательны, на поезда Калининской линии в зале с картинами посадка не осуществляется.

Кстати, в 2021 году этот зал празднует юбилей - 35 лет с начала регулярной эксплуатации.

На фото: проект двухъярусной станции «Киевская», выполненный Иваном Тарановым.  Макет, 1947 год. Из собрания А.И. Таранова (иллюстрация к статье сына архитектора, в книге «Московское метро: Подземный памятник архитектуры» 2016 г.).

Интересно, что идея создания совмещенных платформ для московского метро овладевала умами архитекторов еще в 40-е годы. Некоторые из семи действующих «кросс-платформ» продолжают свое развитие: реконструируются и преобразуются, заключая в себе новые перспективы для будущего развития сети московского метрополитена.