24 февраля 2021

Один на миллион: «Москвич-408»

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.


Все уже поздравили мужчин с профессиональным праздником, а я свою пост-праздничную колонку хочу адресовать одному Москвичу. О таких говорят «один на миллион», «душа компании» и «мировой мужчина» — всё это про «Москвич-408» и всё это правда.

Идет сборка автомобилей "Москвич-408". Из архива В. Хухлаева

Легендарный автомобиль открыл третье поколение, рождённое на МЗМА. Не вдруг, конечно. Сначала на 403-й модели появились новые двигатель и шасси, а к сентябрю 1964 был готов и кузов, в котором собрались все модные веяния дизайна и передовые технические решения тех лет.

Рабочие завода приветствуют окончание сборки миллионного автомобиля. из выпущенных заводом за время его существования. Из архива В. Хухлаева

Визитной карточкой «Москвича-408» стал фирменный нос с обратным наклоном радиаторной решётки и небольшими «капюшонами» над фарами. Прибавьте к этому новые тринадцатидюймовые колёса (вместо привычных пятнадцати), панорамные переднее и заднее стёкла, изящные двери, приличную шумоизоляцию и отопление, и поймёте, что этому «Москвичу» просто суждено было сорвать фанфары и стать миллионным автомобилем, выпущенным на МЗМА.

Из архива В. Хухлаева

Но все знают, как коварна порой бывает красота, поэтому новый «Москвич» хотели сделать также максимально комфортным и безопасным. Так, 408-й красавец стал первой советской машиной, созданной с учётом современных требований к пассивной безопасности. Для этого ему пришлось пройти не одну полосу смертельно опасных препятствий на дмитровском полигоне НАМИ: перевороты, столкновения с бетонным кубом и другими автомобилями. Манекены, пережившие все краш-тесты, подтверждали соответствие 408-й модели европейским стандартам. А значит путь за рубеж был окончательно открыт: не даром этот «Москвич» долгое время оставался самым экспортируемым советским автомобилем, а объёмы партий, покидавших страну Советов, превышали половину всего выпуска.

Ижевский «Москвич-408»

«Москвич-408» стал настолько культовым, что его передали для выпуска на возрождённый автозавод в Ижевск. Название, номер модели и даже надпись «Москвич» на крышке багажника сохранили. Только на решётке радиатора удмуртских двойников легенды МЗМА появилась эмблема «Иж».

Москвич-408 «Турист»

На основе 408-й модели было выпущено много замечательных автомобилей: и 412-я с новым 75-сильным двигателем, и универсалы и даже детские педальные автомобильчики — они выпускались на соседнем конвейере с «взрослыми» машинами. Но один прототип точно попадает под категорию «невероятно, но факт»: кабриолет «Москвич Гран Туризмо» 1964 года рождения, а для своих просто «Турист». Стильный, элегантный — самое то для серпантинов Лазурного берега, особенно если осторожно выпускать по 150 экземпляров в год. Однако ни на французскую, ни даже на крымскую ривьеру разработка так и не добралась. Причина отказа проста и прозаична: помимо второстепенной модификации у конструкторов МЗМА было ещё слишком много головной боли.

Миллионный Москвич-408 на Ленинских горах в пробном пробеге по городу. Москва, 1967 г. Из архива В. Хухлаева

В целом, дела у «Москвича-408», конечно, шли в гору. Даже летели. И знаменитая сцена из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая с эпическим полётом этого автомобиля очень точно совпала с умопомрачительными высотами в биографии МЗМА. А 408-я модель осталась в памяти поколения «битников» как самый народный и горячо любимый автомобиль. Давайте вспоминать вместе!

Нам по пути!

сайт Музей Транспорта Москвы