Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В этой колонке мы, во-первых, будем радоваться весне, а во-вторых, по хорошей советской традиции отмечать Международный женский день. Предлагаю в дополнение к шоколаду и мимозам вспомнить женщин, которые вошли в историю транспорта, чтобы навсегда её изменить.
Берта Бенц на «Патент-Моторвагене» с сыновьями Ойгеном и Рихардом (современная постановка)
Первое место здесь однозначно принадлежит жене изобретателя автомобиля с двигателем внутреннего сгорания Карла Бенца, Берте. Я уже как-то рассказывала о ней, но, пользуясь случаем, хочу напомнить, что своим светлым настоящим автомобильный концерн Mercedes-Benz во многом обязан этой даме. Именно она подтолкнула вечно сомневающегося в своем изобретении Бенца продолжить работу над автомобилем. И сделала это самым красноречивым образом: буквально угнала третий «Моторваген» из гаража мужа и вместе с двумя сыновьями отправилась по пыльным ухабам и пригоркам в соседний город, за 106 км от дома. С неисправностями она справлялась по-женски эффективно: при поломках в ход шли чулки и булавки, а при замене расходников — всё природное обаяние. «Моторваген» вернулся к Бенцу целым и невредимым, что и требовалось доказать.
Камилла дю Гас во время своей первой гонки «Париж-Берлин», 1901 г.
Другая авантюристка, француженка Камилла дю Гас была одной из пионерок автоспорта и яхтинга, и по совместительству самой яркой звездой архивов эпохи. В 1901 году она дебютировала в гонке «Париж-Берлин», но финишировала в числе последних (проклятый корсет), а в 1903, не снимая корсета, вновь подала заявку на «Париж-Мадрид». Здесь она шла восьмой, но не смогла проехать мимо раненого пилота и оставалась с ним до прибытия скорой, поэтому до финиша добралась сорок пятой. Женщинам после этого случая запретили участвовать в гонках.
Камилла дю Гас поднимается на борт своей яхты «Камилла» перед стартом заплыва «Алжир — Турон», 1905 г.
Тогда Камилла в поисках справедливости и адреналина решила сменить стихию, и в 1905 отправилась в гоночный заплыв «Алжир — Турон». Все судна участников потонули в шторм, но дю Гас всё-таки удалось урвать победу — её яхта ушла под воду ближе всех к финишу.
Амелия Эрхарт вместе со своим самолетом в аэропорту Бербанк, 1937 г.
Со временем женское присутствие стало ощутимо не только на земле, но и в воздухе. Пожалуй, самой выдающейся пилотессой в истории авиации стала американка Амелия Эрхарт. Она с детства занималась верховой ездой и стреляла из подаренной отцом винтовки, а, повзрослев, заинтересовалась самолётами. В 1928 году Амелия замахнулась на рекордный трансатлантический перелёт Чарльза Линдберга, но в шторм за штурвал сел второй пилот. Недовольная тем, что её везли «как мешок с картошкой», в 1932-м она в одиночку покорила Атлантику в ещё худшую непогоду. За 15 лет карьеры Эрхарт поставила более десятка мировых рекордов, кроме одного — кругосветного перелёта. Он оказался последним в её жизни.
Женщины — трамвайные контролёры
У московских улиц тоже были свои героини — трамвайные и троллейбусные амазонки. Борьба с гендерными стереотипами в общественном транспорте началась во времена Первой мировой: до сих пор здесь работали только мужчины, но острая нехватка кадров открыла трамвайные пути и для женщин. Они стали работать стрелочницами и кондукторами, но со временем перебрались и на водительские кресла трамваев, а затем и троллейбусов.
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»: Ольга Аросева в роли Любы за рулём СВАРЗ-МТБЭС, 1966 г.
Этот феномен особенно обаятельно обыграл Эльдар Рязанов в фильме «Берегись автомобиля»: возлюбленная Деточкина Люба водит СВАРЗ-МТБЭС, самый популярный троллейбус 60-х, разработанный на базе экскурсионной модели троллейбуса ВДНХ. Во имя хорошего кино актриса Ольга Аросева даже прошла водительские курсы и в кадре сама вела машину по московским улицам, причём не с массовкой, а с настоящими пассажирами.
Женский поезд имени 8 Марта
А с 1 января 2021 года российским женщинам вновь открылись профессии помощника машиниста и машиниста поезда метро. Вновь, потому женщин из кабин машинистов «попросили» только в 1980-е. Более того, в 1942 году, в праздник Клары Цеткин и Розы Люксембург под руководством машиниста Екатерины Мишиной на линию вышел первый тематический «Женский поезд имени 8 марта».
Исчерпывающий доклад на тему: «Шерше ля фам в истории транспорта» не поместится ни в одну колонку, ни даже в десять: женское происхождение имеют и «дворники», и сиденья с подогревом, и грязеотталкивающее покрытие (спасибо антипригарным сковородкам), и ещё много-много всего. Поэтому, «милые дамы», давайте будем смелыми и сильными, давайте верить в романтику, пилотировать самолёты, водить уже существующие автомобили и изобретать новые.
Нам по пути ❤️