Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Новость о предстоящем открытии комплекса ГЭС-2 на Болотной набережной, отреставрированного и переосмысленного фондом современного искусства V-A-C, давно будоражит Москву. Многие даже успели попасть на постановку «ГЭС-2 Оперы», но не многие знают, что у этого индустриально-поэтичного места транспортное прошлое. Когда-то электростанция называлась «Трамвайной»: предполагалось, что она будет обеспечивать городскую контактную сеть. О том, как Трамвайная ЭС докатилась до дома культур, сейчас расскажу.
Трамвайная остановка на Болотной площади, 1913 г.
Началось всё ещё в 1899 году, когда в столице появилась долгожданная трамвайная линия. На фоне общего кризиса конок это стало настоящим событием. Первый трамвайный маршрут проходил от Бутырской заставы к Петровскому парку и пользовался популярностью среди москвичей, которым пришлись по вкусу новые скорости. В рекордные сроки город оказался в сетях электрических проводов, а пассажиров, свисающих с площадок переполненных вагонов, в журнале «Огонёк» сравнивали с виноградными гроздьями. И на Лубянке вскоре снова стали появляться пробки, только теперь вместо извозчиков воздух сотрясали крики машинистов.
Остановка «Аннушки». Фото: Кавашкин Борис / ТАСС
Эксплуатацией и обслуживанием трамваев поначалу занимались частные компании. В том числе, энергообеспечением: с этой задачей справлялась Раушская электростанция «Акционерного общества электрического освещения 1886 года». Но на волне московской национализации трамвай быстро стал государственным. Следуя той же экономической логике, решили заодно построить государственную электростанцию.
Фото Трамвайной электростанции из альбома «Юбилейная Москва». Книгоиздательство «Остров», 1912 г.
В 1904 году на месте Винно-соляного двора началось строительство Трамвайной ЭС. Расположение идеальное: рядом и Водоотводный канал, и тот самый загруженный трамвайный узел на Лубянке. В 1907-м в обстановке чрезвычайно торжественной была запущена первая очередь станции. К слову, с гидроэнергетикой она имела мало общего, а ГЭС-2 стала только в 1925-м, и первую букву аббревиатуры получила на правах государственной собственности. И к этому времени большая часть вырабатываемой на станции энергии уже направлялась в общегородскую сеть, а не в трамвайные подстанции, но это уже другая история.
Центральный зал ГЭС-2, около 1907-1917 гг.
Проектировал Трамвайную ЭС ценитель неорусского стиля, архитектор Василий Башкиров (фасад Третьяковской галереи — его работа). Совсем уникальной конструкцию сделала стеклянная крыша, плод сотрудничества двух инженеров: Николая Сушкина и Владимира Шухова. Пользуясь случаем, передаю привет Гаражу на Новорязанской, 27, куда Музей транспорта Москвы окончательно переедет в 2023 году: над проектом нашего будущего дома тоже трудился Шухов на пару с Константином Мельниковым.
Вид на ГЭС-2 с Малого каменного моста, 2007 г.
И, как и наш Гараж, здание ГЭС-2 за бурный ХХ век повидало всякое. Сначала большевиков, которые приспособили часовую башенку под пулемётную точку, а трамваи использовали для перевозки боеприпасов. В 1930-е демонтировали очаровательную часовую башню, а в 1941 г. здание лишилось и узорчатых 62-метровых труб, чтобы не оставлять ориентиров для вражеской авиации.
Проект реконструкции ГЭС-2 фонда V-A-C
Масштабную модернизацию здесь проводили всего дважды: в 1965 г. и 90-е — то ли, действительно, строили на века, то ли ремонт полагался только раз в полвека. Так или иначе, в 2006 г. ГЭС-2 решили окончательно вывести из эксплуатации: к этому времени оборудование уже безнадёжно устарело, а экологическая обстановка в центре Москвы и без того была напряжённой. Постройки передали фонду V-A-C, здание покрылось строительными лесами и стало превращаться в творческое пространство. Кстати, обеспечивать энергией бывшую ЭС теперь будут солнечные панели — с этой метаморфозой коллеги из фонда попали точно в одну из 17 Целей устойчивого развития ООН.
Надеюсь, до скорых встреч в удивительной и когда-то трамвайной ГЭС-2!
Нам по пути ❤️