Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В эту субботу, 27 марта, с 20:30 до 21:30 мир погрузится во тьму. Никакой киношной эсхатологии: это в 14-й раз пройдёт ежегодная акция «Час Земли». Пока все готовятся массово выключать электричество, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии, я расскажу про электромобили прошлого, которые занимались этим ещё до того, как стали мейнстримом.
На самом деле автомобили с двигателем внутреннего сгорания, к которым мы так успели привыкнуть, в начале ХХ века вовсе не были в авангарде инженерной мысли. Более того, в 1900 году даже в самых оживлённых городах восточного побережья США их доля едва дотягивала до 15% от всех транспортных средств. Тогда мир был заворожён электричеством и паровыми машинами, хотя, будем честны, к эко-повестке человечество было довольно равнодушно.
Электромобиль Columbia Victoria Mark 68 на зарядной станции и его обладательница, 1912 г.
Самыми популярными были паровики, всеядные и мощные. Только раскочегарить бойлер — то ещё удовольствие, и соглашались на него далеко не все. Электромобили были дороже и медленнее, но зато в целом с ними было полегче: при среднем запасе хода в 40-60 км практически бесшумные экипажи были просты в эксплуатации и не требовали больших физических усилий.
6-местный вагон Уильяма Моррисона с электроприводом, имевший запас хода 23 км и адаптированный к плохим дорогам, 1890 г.
В середине 1830-х в шотландском Абердине изобретатель Роберт Андерсон создаёт первый прототип электромобиля — экипаж с электрическим двигателем. Судьба его, правда, оказалась трагичной: изобретение Андерсона пало жертвой железнодорожников-луддитов. Примерно в то же время появляется электромобиль американца Томаса Дэвенпорта. А спустя полстолетия на Международной электрической выставке в Париже предстаёт трёхколёсный электрокар Гюстава Трове: он развивал скорость до 12 км/ч, и заряда его хватало на 26 км. Вот тут и началось.
Камиль Женатци и его победоносный Le Jamais Contente, 1899 г.
Бум популярности электрокаров приходится на рубеж XIX и ХХ столетий: в России Ипполит Романов тестирует электромнибусы, в Америке Эдисон экспериментирует с автомобилями на железоникелевых батареях (не очень успешно), братья Студебеккер строят свои электроэкипажи, а бельгиец Камиль Женатци на электрокаре Le Jamais Contente развивает рекордные 105 км/ч. Расцветают американские электромоторные гиганты Electric Vehicle Company и Detroit Electric. Компания Electric Storage Battery открывает собственный таксопарк в Нью-Йорке, в Детройте эту нишу занимает Detroit Taxicab. По улицам городов ездят электрические пожарные машины, почтовые фургоны и кареты скорой помощи.
Электротранспорт пользовался особой популярностью у женщин. Поэтому и реклама заправочных станций General Electric была всецело рассчитана на женскую аудиторию. 1912 г.
В то время как бензин приходилось покупать в аптеках, с зарядными станциями для электротранспорта в больших американских городах проблем не было. К примеру, детройтское отделение компании Anderson Carriage располагало тремя внушительными станциями, каждая из которых была рассчитана на одновременную зарядку более сотни автомобилей, а месячное обслуживание в такой точке обходилось владельцу электрокара всего в 35 долларов.Томас Эдисон и Генри Форд, 1923 г.
Но главной интригой эпохи стал нашумевший Edison-Ford — долгожданный плод коллаборации Генри Форда и его незабвенного кумира. Однако к 1913 году лучший электромобиль на свете так и не появился: виной тому были ограниченный запас хода и женское лицо целевой аудитории (не забывайте, на дворе ещё время гендерных предубеждений). Вместо электрокара Форд поставил на конвейер производство бензиновых Ford Model T, которые штамповались со скоростью пуговиц. Интерес к электродвигателям стал угасать, лаборатория Форда и Эдисона со всей документацией сгорела при загадочных обстоятельствах, а новости электрокаров уступили первые полосы газет фронтовым сводкам Первой мировой, и не возвращались ещё очень долго.
В наше время историческая несправедливость по отношению к электромобилям, кажется, уходит в прошлое. Спустя чуть больше века в Европе серьёзно готовятся к полному переходу на гибридные и электрифицированные автомобили, а Ford, Porsche, General Motors, Volvo, Opel, Audi и иже с ними проводят зелёную конверсию производства. А значит наши отношения с электротранспортом, наконец, снова озарились искрой взаимной симпатии.
Нам по пути 💚