Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко — по совместительству выпускница школы им. Ю.А. Гагарина, выросшая среди всевозможных изданий о первом космонавте.
12 апреля исполнится 60 лет с тех пор, как Юрий Алексеевич совершил свой грандиозный полёт. Тогда космос накрепко завладел умами и сердцами советских граждан. Мечты о межгалактических перелётах и постижении необъятной Вселенной выливались в трогательные письма пионерам 2017 года, кино и чтиво про астронавтов в невообразимых костюмах, и даже музыку особой, «звёздной» тональности. Итак, каким представляли себе 12 апреля 2021 наши предшественники-фантасты? Ответить на этот вопрос нам поможет старый добрый ретрофутуризм. Давайте пошуршим страницами истории.
Космический лифт по мотивам проекта инженера Юрия Арцутанова, журнал «Техника — Молодёжи» за 1979 г.
Научно обоснованную мечтательность советского человека подстёгивала уверенность в реальности самых смелых фантазий. Общество, на одном дыхании пережившее индустриальную революцию, радикальную смену политико-экономической системы и несколько разрушительных войн, теперь запустило человека в космос. Окончательная познаваемость и рациональность окружающего мира казалась такой близкой!
«Воздушные реки в пластиковых берегах», обложка журнала «Техника — Молодёжи», 1986 г.
Поэтому советский сай-фай создавался скорее как реальный проект с инструкцией для последователей, нежели как новые декорации для классических сюжетов и архетипов, унаследованных от древнегреческой драмы. И ключевую роль в невероятной трансформации будущего играл, разумеется, транспорт.
Аэроход, обложка журнала «Техника — Молодёжи», 1960 г.
Пожалуй, самым достоверным источником советского ретрофутуризма можно назвать выпуски журнала «Техника — Молодёжи» тех лет. Из его иллюстраций и заметок можно буквально воссоздать картину альтернативной современности. Которая, впрочем, часто пересекается с нашей реальностью. Например, аэроходы с обложки выпуска за 1960 год материализовались в многочисленных экспериментах с аэротакси, а вакуумный поезд из иллюстрации к выпуску за 1986 год — прямой предок Hyperloop.
Проект «Центон», журнал «Техника — Молодёжи», 1976 г.
Межпланетная логистика требовала более радикальных решений. Таких, как, например, проект «Центон» — тоннель, проходящий через центр Земли и соединяющий противоположные концы планеты, внутри которого перемещался вагон с чем бы то ни было.
Великое транспортное кольцо, журнал «Техника — Молодёжи», 1982 г.
В идеале на строительство тоннеля ушло бы 48 лет при скорости бурения в 16 м/ч. По мере приближения к ядру Земли раскалённую магму предписывалось охлаждать потоками холодной воды. Но все трудности строительства компенсировались скоростью перемещения: из одного конца в другой за 43 минуты — как с «Речного вокзала» до «Кузьминок». «Если в туннель поместить ракетоноситель и придать дополнительную скорость при прохождении центра планеты, то он разгонится достаточно, чтобы улететь в космос с меньшими затратами топлива, унося даже тяжёлый корабль вместе с составом», — сообщалось в статье.
Транспортное кольцо на плавучих опорах Анатолия Юницкого, иллюстрация из журнала «Изобретатель и Рационализатор» за 1982 г.
Проект даже нашёл серьёзного оппонента в лице инженера Анатолия Юницого. Он предложил опоясать Землю Великим транспортным кольцом — эстакадой длиной 40000 км, построенной на плавучих опорах на высоте 100 м. По замыслу автора, система должна была приводиться в работу энергией из токов ионосферы и энергии вращения Земли. Великое транспортное кольцо было бы способно перевозить до «200 млн т полезного груза с Земли в космос и обратно за один рейс»!
Воздушный город Венеры, журнал «Техника — Молодёжи» 1971 г.
Публиковали и куда более экстравагантные проекты — фантазии на тему колонизации Луны и Марса. «Воздушный город Венеры» — один из этих «космополитичных» проектов. Так как температура на поверхности планеты достигает 400°C, а на 50-60 км вполне московские 25°C, автор предложил разместить город в гигантском кислородном шаре, снабжённом пропеллерами для передвижения над поверхностью — практически мегаполис-самолёт, неустанно преследующий солнечный свет.
«Летающая тарелка», журнал «Техника — Молодёжи» 1964 г.
На этом наше путешествие по просторам советского ретрофутуризма заканчивается, но фантастические идеи продолжают броуновское движение в научном дискурсе — кто знает, какой из них ещё предстоит стать реальностью? Космос ближе, чем кажется!
Нам по пути ❤️