21 апреля 2021

Сердце московского метро: старейшему электродепо города «Северному» 86 лет

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

86 лет назад перед москвичами приоткрылась дверь в подземный мир: 26 апреля 1935 года было принято в эксплуатацию электродепо «Северное» — старейшее в городе. А 15 мая отсюда отправился первый поезд московского метрополитена. Так началась история транспортного символа столицы, и мы сегодня углубляемся в её недра.

Пробный рейс первого московского метропоезда, 1934 г.

Судьба первого электродепо решалась весной 1932 года у болотистых берегов речки Чечёры — правого притока Яузы. На этой зыбкой почве пасторальной идиллии строителям предстояло соорудить прочный фундамент отчего дома для подвижного состава метро. Правда, в отсутствие кранов, подъёмной техники и опыта метропроектирования новое электродепо страдало низкими потолками, деревянными полами и скромными размерами технических помещений. Что говорить о такой роскоши, как зал для собраний, столовая или спортзал — их не было вовсе.

Электродепо «Северное» внутри

Тем временем прокладывание первой линии шло полным ходом: тоннели рыли вручную открытым способом с использованием проходческих щитов, которые вбивали в грунт пневмопушкой. А в марте 1934 года к концу подходило и строительство «Северного» вместе с соединительной веткой к «Комсомольской». В августе добрые вести пришли с Мытищинского машиностроительного завода: там была готова первая метросекция — охристый тандем из прицепного и моторного вагонов типа «А».


Вагоны готовят к новым рейсам в электродепо «Северное», 1935-1937 г.

Полным ходом шла обкатка вагонов, постижение основ и тонкостей техобслуживания и ремонта. Будущих машинистов первых подземных электропоездов набирали из выпускников МИИТ, Московского электромеханического техникума им. Л.Б. Красина и служащих Ярославской железной дороги. Новому ремеслу обучались в кратчайшие сроки: более опытные наставники брали под крыло молодых студентов. С января по май 1935 года профессию освоили 40 машинистов и 40 начальников поездов.


Первые пассажиры московского метро — строители, 1935 г.

С февраля учебные поезда стали регулярно сновать по городским подземельям: в это время пригласительные на вип-поездки в метро даже выдавали делегатам VII Всесоюзного съезда Советов а также самым усердным трудящимся и колхозникам в качестве поощрения.

Женская бригада метростроя, 1959 г.

После торжественного запуска Московского метро 15 мая 1935 года «Северное» стало обслуживать Кировско-Фрунзенскую линию: первый открытый участок из 13 станций начинался в «Сокольниках», а от «Охотного ряда» разветвлялся на два пути: до «Парка культуры» и «Смоленской». Тогда появился и бессмертный логотип с литерой «М».

Облицовочные работы в зале станции метро «Красносельская», 1934 г.

Новый вид транспорта произвёл революцию в тайм-менеджменте и логистике жителей столицы: если раньше путь от Сокольников до Смоленской площади занимал до двух часов, то теперь на преодоление дистанции уходило чуть больше 20 минут. Первые пассажиры при покупке билета за 50 копеек получали и схему движения с правилами пользования метрополитеном. И, хотя к эскалаторам и подземной жизни многие поначалу относились с недоверием, к удобствам нового средства передвижения привыкли быстро: уже в первый год за сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок.

Северный вестибюль станции метро Парк культуры, 1935 г.

Электродепо «Северное» бодро работает по сей день, Кирово-Фрунзенская линия успела стать Сокольнической и вырасти с 13 станций до 26, а красная ветка остаётся одной из главных артерий Москвы.

Нам по пути!

сайт Музея Транспорта Москвы