12 мая 2021

Под крышей дома твоего: исчерпывающая история жильцов Павильона №26 ВДНХ

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Совсем скоро в Павильоне ВДНХ «Транспорт СССР» откроется наша большая выставка-байопик «Мечта Москвича», посвящённая удивительной судьбе легендарной автомобильной марки. А значит у меня есть повод рассказать о судьбе самого Павильона №26 — возможно, не такой богатой на драматические виражи, но точно не скучной.


Первый нетривиальный факт: изначально павильон планировали для экспозиции «Зерно». Строительные работы по архитектурному плану М.Б. Шнейдера здесь начались летом 1936-го, а закончились в 1937-м уже по проекту, переработанному мастерской Выставки под руководством В.К. Олтаржевского. Похоже, именно тогда в кладку павильона заложили изменчивый ген: отныне экспозиции в этом здании менялись легко, непринуждённо и с завидной частотой.


Уже через год после открытия в Павильон №26 из здания, на месте которого сейчас расположена часовня Василия Великого, переехала экспозиция «Хлопок». Фасад нового храма «белого золота» оформили в стиле ар-деко, уравновесив портал ритмичной строгостью парных колонн. А в 1940-е его украсили лепниной, орнаментом и пейзажной композицией на внутренних стенах портика. В таком виде павильон просуществовал вплоть до масштабной послевоенной перепланировки.

Всё это время здание служило благородной цели — воспеванию успехов советской хлопковой промышленности и демонстрации ирригационной системы. В ней, кстати, даже был предусмотрен счётчик расхода воды, способный передавать показатели в удалённый контрольный пункт. Советские устойчивые технологии не перестают удивлять.

Во время послевоенных восстановительных работ и реформирования ВДНХ экспозиция здания снова изменилась: теперь на фасаде Павильоне №26 красовалась надпись «Земледелие». Новые масштабы экспозиции и площади Механизации требовали реконструкции павильона. Так у здания появился строгий монументальный портик-лоджия, а плафон украсила плодородная роспись.

В 1956 году, когда на территории ВСХВ появились экспозиции Всесоюзной промышленной выставки, павильон вновь сменил профориентацию. На этот раз сюда въехали сразу трое: «Геология, нефть и химия». Два года спустя в здании остались только достижения химической промышленности, и только в 1967 году в маленьком царстве полимеров, органических ядохимикатов и удобрений произошла последняя революция: здесь обосновалась экспозиция «Транспорт СССР». На этот раз надолго.


Отныне павильон №26 населяли модели железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта, а также все агрегаты, сопровождавшие его эксплуатацию. Диорамы и витражи, динамические карты и всевозможные документальные свидетельства технического прогресса в сфере человеческих передвижений — всё это наполняло павильон особым механическим шармом и неизменно притягивало пытливые умы советских граждан. Вот откуда у интерактивных экспозиций ноги растут!

В 2014 году в здании павильона разместилась временная экспозиция Политехнического музея, а теперь к близкому знакомству со зданием готовится и наш Музей Транспорта Москвы. Уже знаем: оно перерастёт в дружбу.

Нам по пути!

сайт Музея Транспорта Москвы