20 мая 2021

На безопасной скорости: колонка Натальи Агре, члена Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения

В понедельник, 17 мая стартовала Глобальная неделя безопасности дорожного движения. Это шестое подобное мероприятие, проводимое по инициативе Организации Объединенных Наций. Основная цель этого года — снижение скоростного режима в городах в местах пересечения транспортных и пешеходных потоков.

«Дороги для жизни» — простой и понятный лозунг, который напоминает, как важно позаботиться о защите пешеходов.

В России в рамках Недели проходят мероприятия под девизом «Снижаем скорость — сохраняем жизнь». Они призваны привлечь внимание общественности к прямой взаимосвязи между снижением скоростного режима и сокращением летальности в результате дорожно-транспортных происшествий. К участию присоединились представители органов государственной власти и местного самоуправления, специалисты и эксперты, деятели науки, медицины, спорта и общественные активисты.

Одна из ключевых идей — снижение «нештрафуемого порога» скорости с 20 до 10 километров в час. Эта тема обсуждалась на последнем заседании Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения МВД России во взаимодействии с Минтрансом России. Партия «Единая Россия» пока отказалась поддержать инициативу. Секретарь генсовета партии Андрей Турчак сообщил, что такие решения нельзя принимать без широких общественных и экспертных обсуждений, аргументировав это возможностью технических ошибок в отношении добросовестных водителей.

Не соглашусь с ним. «Нештрафуемого порога» в 20 км/ч нет ни в одной другой стране. Мировая практика показывает, что снижение скоростных режимов в городах является действенным способом снижения числа аварий. Однако, надо понимать, что одного решения недостаточно, необходим комплекс мер.

Показателен опыт Швеции — одной из самых безопасных с точки зрения дорожного движения стран. В конце 90-х годов шведским парламентом на законодательном уровне была принята программа по повышению безопасности дорожного движения Vision Zero или «принцип нулевой терпимости» к смертности на автодорогах. Программа основана на двух аспектах: ответственном проектировании дорог и отношении к водителю как к человеку, который может ошибиться.

Улицы в Швеции поделены на категории в зависимости от их назначения. От этих факторов зависит скоростной режим. На бесполосных улицах местного назначения максимальная разрешенная скорость ограничивается 30 км/ час. А «нештрафуемый порог» составляет всего 3 км/час. Наряду с этим в стране функционирует система, которая оценивает безопасность дорожной инфраструктуры и предсказывает очаги аварийности.

Многие европейские страны переняли этот опыт. Идеи по формированию такого подхода также обсуждаются и в России. В рамках Глобальной недели безопасности подобные вопросы активно обсуждаются на всех уровнях.

Снижение «нештрафуемого порога» с 20 км/ч до 10 км/ч — действенная и необходимая мера, которую обязательно нужно принять. Но если мы говорим о комплексном подходе, то необходим полный пересмотр скоростных режимов в городах в зависимости от типов дорог.

На автомагистралях, где нет пересечений автомобилистов и пешеходов, и обеспечена безопасная дорожная инфраструктура, возможны более высокие скоростные режимы. А в центре города, на улицах, где большие потоки пешеходов, необходимы серьезные ограничения скорости. Также необходимо, чтобы камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД были установлены только на аварийно-опасных участках дорог для предупреждения и информирования водителей о проезде такого участка.

На уровне государства должен быть сформулирован такой подход к обеспечению дорожной инфраструктуры, который бы способствовал снижению количества опасных ситуаций на дороге и прощал бы ошибки водителей и пешеходов, как это происходит в Швеции и в других странах, где функционирует принцип Vision Zero.