Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В этот день, 26 мая 1927 года с конвейера скатился последний изготовленный экземпляр «Форда» модели T. Автомобиль посадивший на колеса не только Америку, но во многом и весь остальной мир и является темой сегодняшнего разговора.
Форд Т – первая машина которая производилась конвейерным способом в мире. В Москву в 30-е годы добралось уже следующее поколение – Форд А, став первым полномасштабным серийным легковым автомобилем на нашей Родине. Он собирался на заводе КИМ, а в коллекции нашего Музея представлено две версии того самого Форд А – фаэтон и седан.
Привычный сейчас закрытый кузов седан рассчитанный на пять пассажиров являлся большой редкостью в начале XX века - даже для роскошных моделей. Генри Форд в 1914 году совершил революцию в этой области предоставив возможность заказать комфортабельный закрытый кузов на два ряда сидений даже на доступную модель Т.
В 1999 году жюри престижного европейского конкурса «Автомобиль года» к окончанию первого автомобильного столетия решило избрать лучшую машину всего XX века. В результате голосования на первое место безоговорочно выдвинулся именно Ford модели T.
За что был награжден первым местом именно этот неказистый автомобиль из первой четверти века, когда в его соперниках были куда более технически виртуозный Mini, превосходный Сitroen DS и даже сам «Фольксваген-Жук»?
К своему идеальному автомобилю, который он сможет предложить любому желающему, Генри Форд шел долгих двенадцать лет. Если отсчитывать от его самого первого автомобиля собранного в домашней мастерской. В 1903 году после череды неудач он наконец основал собственную автомобильную фирму Ford Motor Company. Каждая новая модель новообразованной компании обозначалась очередной буквой латинского алфавита.
Вот такие кузова можно было получить для Ford Model T в 1911 году: от самого распространенного в то время открытого «туринга» и до претендующего на определенную роскошь «таун кара».
Потребовалось освоить больше половины букв пока в 1908 году не выскочила та заветная Т, которая обозначала простой, эффективный в производстве и несложный в эксплуатации автомобиль. На который при желании мог накопить даже рабочий, что стало настоящей революцией в продаже автомобилей. Ведь до того они в основном являлись игрушкой богачей. Но низкая цена не являлась самоцелью для Форда.
В 2003 году, в ознаменование своего 100-летнего юбилея, Ford построил шесть полностью новых экземпляров модели Т по образцу машины 1914 года. Четыре из них предназначались для катания гостей исторической деревни Гринфилд Виллэдж в фордовской вотчине - Дирборне, а еще две остались в собственности самой компании.
Модель Т поначалу обходилась покупателю в 850 долларов и в целом это была нормальная цена за совсем не примитивный и не маленький автомобиль, как бы сейчас сказали, среднего класса. У него был полноценный четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2,9 литра со съемной, для удобства обслуживания головкой блока. В конструкции шасси применялась высокопрочная сталь лигированная ванадием, что давало дополнительное преимущество на разбитых грунтовых дорогах Америки начала XX века.
Единственной непривычной особенностью являлась двухступенчатая коробка передач планетарного типа, близкий родственник современных автоматических трансмиссий. Но Генри Форд считал - она именно то, что нужно его покупателю, который по статистике до «Форда» никогда не водил никакой другой машины, а значит ему не придется переучиваться на непривычную ножную систему переключения скоростей - нажал педаль сцепления до упора - включилась первая скорость, отпустил - машина сама перешла на вторую. Задний ход включался отдельной педалью.
При дебюте автомобиль собрал внушительные 15 тысяч заказов - так как стоил на четверть дешевле аналогичных машин других марок. Этого количества было достаточно, чтобы снять с производства все прочие модели фирмы и сделать ставку только на массовую Т. Но Генри Форд мыслил масштабнее.
Чтобы вовлечь в ряды покупателей своих машин фермеров и предпринимателей Форд в 1917 году представил небольшой грузовик модели ТТ. Фактически это была та же самая «тэшка» но с усиленной рамой и более мощной задней подвеской - для того чтобы выдерживать перевозку одной тонны груза.
Поначалу автомобиль собирался также как и все прочие машины той эпохи - на неподвижных стапелях, вокруг которого суетились рабочие. Но в 1910 году Форд открыл крупнейший в мире завод «Хайланд Парк» близ Детройта, на котором впервые использовали комплексный метод поточно-конвейерного производства. Процесс изготовления автомобиля здесь был разбит на десятки постов. На каждом рабочие отвечали строго за одну операцию. От начала и до конца сборки узлы будущего автомобиля подавались по механизированной цепочке. А на главном конвейере тем же последовательным методом они устанавливались на раму будущей машины, которая постепенно обрастая деталями превращалась в готовый автомобиль. Сейчас мы не видим в таком процессе ничего необычного, но тогда, на заре автопрома - это была революция.
Поточный метод производства поначалу сильно переутомлял рабочих скоростью и однообразием работы. Чтобы прекратить постоянные увольнения Генри Форд ввел в 1914 году невиданную в промышленности оплату в 5 долларов за 8-часовой рабочий день - в два с лишним раза выше, чем он платил ранее за 9-часовую смену.
Оптимизация производства позволила Форду увеличить объемы выпуска в сотни раз. В итоге годовые тиражи модели Т достигли миллионов - совершенно невиданного уровня для отрасли. Сборочные заводы Форда стали открываться по всему миру от Бразилии до Австралии. На рубеже 1910-1920 годах у Форда просто не было конкурентов - на тот момент больше 90 процентов автопарка всего мира составляла одна-единственная модель Т.
Но святая вера Генри в свое детище к середине 20-х годов стала давать сбой. Явно устаревшая машина уже не выдерживала натиска конкурентов. И хотя за нее в 1925 году просили всего 260 долларов, в три с лишним раза меньше, чем при дебюте, а с учетом инфляции разница оказывалась еще более впечатляющей, было ясно, что дни модели Т сочтены.
26 мая 1927 года фордовский конвейер был остановлен на отметке 15 007 033 - именно столько собрали «Тэшек» за почти 20 лет производства. Этот феноменальный результат был превзойден «Фольксвагеном-Жуком» лишь в 1972 году.
Нам по пути ❤️