Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
1 июня - Международный день защиты детей. В честь этой даты мы поговорим о детской педальной машинке, которую можно увидеть на нашей выставке «Мечта «Москвича», а заодно и о ее непосредственных предшественниках.
Миниатюрным детским машинкам с педальным приводом почти столько же лет, сколько и настоящим взрослым, с бензиновым мотором. Первые автомобильчики сделанные как большие, только маленькие, появились в Европе и Америке в самом начале XX века. По форме они больше напоминали конные экипажи, но и автомобили из мира взрослых в ту пору только-только стали отходить от каретных форм эпохи конной тяги
Поначалу такие машинки изготавливались по индивидуальным заказам богатых особ, желавших побаловать наследников личным самодвижущимся экипажем. Но уже в 1910-х годах началось промышленное производство детских машин, а спустя десять лет количество компаний занимавшихся выпуском педальных автомобильчиков достигло нескольких десятков. Маленькие машинки внешне обычно копировали настоящие машины известных марок и рекламные отделы последних быстро смекнули, что это отличный маркетинговый ход - готовить клиентов для своей продукции еще с детских лет.
В России первые педальные машинки появились еще до революции, а в Советском Союзе первенство в выпуске автомобилей для самых маленьких взял на себя Горьковский автомобильный завод имени Молотова. В 1934 году он принялся выпускать небольшими партиями педальный автомобиль напоминавший своими формами горьковского легкового первенца ГАЗ-А. В свободную продажу машина не поступала, а распределялась по организациям для обучения детей дорожной культуре и участия а агитационных пробегах. Машинка каждый год совершенствовалась, а вскоре похожую модель освоил и московский автогигант ЗИС.
Педальный автомобиль изготовленный горьковским автозаводом в конце 1930-х годов. На заднем плане «Ракета» выпуска 1957 года от одного из авиазаводов. Фото: Дмитрий ФедоровПосле Великой Отечественной войны производством детских машинок занялось сразу несколько предприятий. Например, Львовский завод автопогрузчиков и Челябинский кузнечно-прессовый завод, некоторые другие предприятия. Но по-прежнему в свободной продаже педальные машинки встретить было почти невозможно. Небольшие масштабы выпуска ограничивали круг потребителей детьми важных чиновников, домами отдыха и санаториями высокого ранга.
На переднем плане «Урал» выпущенный в конце 1950-х годов в Челябинске, на заднем фоне - ленинградская «Нева» из 1970-х. Фото: Дмитрий Фёдоров
С середины 1950-х годов советское правительство взяло курс на расширение производства товаров народного потребления, куда вошли и детские педальные машинки. Для максимально быстрого освоения новой продукции часто приобретали за рубежом образцы современной техники и чтобы не тратить время на разработку предлагали советским заводам осваивать их точные копии. Эта практика распространялась на самый широкий ассортимент - от приемников и до мотороллеров.
Для освоения массового выпуска педальных машин выбрали Московский завод малолитражных автомобилей производивший «Москвичи». Видимо именно из-за его автомобильной специализации. За эталонный образец предложили взять автомобильчик сделанный итальянской фирмы Giordani. Он хоть и не был совсем похож на советскую малолитражку, но в итоге стал прообразом первого детского «Москвича». Самое интересное, что у итало-советского автомобильчика есть реальный прототип из мира больших машин - американский Studebaker образца 1950 года. Но об этом в СССР мало кто догадывался, ведь на круглом носу машинки, напоминавшим воздухозаборник реактивного самолета (фирменный элемент дизайна «Студебеккера»), красовалась надпись «Москвич». Точно такая же как на настоящих «Москвичах». А работавшие от батарейки фары взяли от другого советского автомобиля, горьковской «Победы». Только на ней это был плафон освещения салона.
Педальный «Москвич» первого поколения на самом деле являлся симбиозом итало-американского стиля. Фото: Дмитрий Фёдоров
Освоив производство изделия АДПМ (Автомобиль детский педальный «Москвич») в 1960 году завод постоянно наращивал его выпуск, но машинок все равно не хватало на всех желающих. Казалось можно без проблем штамповать дефицитный товар годами, спрос есть и он уменьшаться не собирался. Но конструкторы московского автозавода имели несколько иное мнение.
Все-таки заработав серьезную репутацию и имея солидное конструкторское бюро было как-то несолидно делать копию зарубежной педальной машинки. Причем явно устаревшего дизайна. К тому же, к концу 1960-х годов автомобили «Москвич», благодаря переходу на семейство нового поколения 408/412, приобрели устойчивый спрос за рубежом, включая капиталистические страны. И игрушечный педальный «Москвич» мог стать хорошим дополнением к гамме настоящих машин.
В конструкторском бюро завода закипала работа над созданием своего, оригинального педального «Москвича». С дизайном в котором можно было сразу опознать именно автомобиль Московского автозавода.
Патент на промышленный образец был получен 29 октября 1970 года, а три года спустя педальный «Москвич» второго поколения сменил на конвейере предшественника. Технически он мало отличался от предшественника: кривошипно-шатунный привод задних ведущих колес от педалей: рулевое управление в котором колеса поворачивали направо и налево на разные углы из-за особенности системы, питание фар и задних фонарей от батарейки.
В инструкции строго прописывался возраст водителей - от трех и до восьми лет. Дети постарше теоретически могли влезть за руль маленького «Москвича», но конструкция не рассчитывалась на большой вес шофёра. Тонкий металл несущего кузова мог треснуть от перегрузки. Но любили эту модель не за прочность, а за то, что она выглядела настоящим «Москвичом». Как у папы, только маленьким. Фирменный дизайн был передан безошибочно.
Классический педальный «Москвич» выпуска с 1973 по 1985 год. На заднем плане упрощенный педальный «Муравей» с цепным приводом также выпускавший на АЗЛК в начале 90-х. Фото: Дмитрий Фёдоров
Спрос на новинку опять превышал предложение. Несмотря на то, что за 70-е годы выпуск детской техники на АЗЛК (завод переименовали в 1969 году) удвоился со 100 до 200 тысяч педальных машин в год - ее все равно не хватало всем желающим, даже несмотря на приличный ценник в 25 рублей. К сожалению, это поколение стало последним педальным «Москвичом» массового производства.
Выпуск педальных «Москвичей» продолжался до 1994 года. При рыночной экономике сделанная из настоящего металла машинка перестала быть рентабельной из-за конкуренции с дешевыми пластиковыми китайскими аналогами. Выпуск пришлось свернуть.
Сейчас наиболее ценными считаются образцы выпуска до середины 80-х годов. С металлическими бамперами, мягким сидением. Позже комплектацию упростили заменив эти элементы на аналоги выполненные из пластика. Но кузов все равно оставался железным.
Педальный «Москвич» последних лет выпуска в упрощенной комплектации. Фото: Дмитрий Фёдоров
Интересно, что в конце 1980-х годов завод попытался модернизировать педальный «Москвич» переоформив его дизайн в стилистике новейшей на тот момент переднеприводной модели 2141. Но в массовое производство эта версия не пошла. Была выпущена лишь небольшая опытная партия, из которой до наших дней дожили считанные единицы.
Автор – Анна Сысоева
А классические образцы педальных «Москвичей» в наше время считаются украшением любого автомобильного праздника. Их показывают на выставках, прикручивают к багажникам ретроавтомобилей. Есть такая машинка в превосходном состоянии и на нашей выставке «Мечта «Москвича». А еще мы нашли уникальные архивные документы, относящиеся к первым годам ее выпуска. Приходите, чтобы увидеть легенду советских дворов во всем ее великолепии.
Нам по пути ❤️