Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
90 лет назад, в июне 1931 года, от платформы Октябрьского вокзала в Ленинграде отошел первый состав вскоре ставшей легендарной «Красной стрелы». Почти 10 часов спустя он прибыл в столицу. О том как появился главный поезд страны, чем он отличался в первые годы своего существования, мы сегодня и поговорим.
Обертка конфеты «Красная стрела», конец 1930-х годов.
«Красная стрела» — это не просто название фирменного поезда. Это гораздо большее. Символ престижа, скорости, комфорта. Поезд советской номенклатуры, известных артистов, иностранных делегаций. Именно «Красной стрелой» в 1980 году доставляли олимпийский огонь в Ленинград. Ей посвящали песни Валерий Сюткин и София Ротару. А в 1986 году даже сняли одноименный художественный фильм, в котором полуночный экспресс в Москву служил способом разрешения конфликтной ситуации главных героев. Словом, это действительно больше чем поезд — легенда, флагман отечественных железных дорог. Обязательный пункт для торжественного перемещения между двумя столицами. Перефразируя известную киноцитату, наверное, даже можно сказать, что почти каждый житель Ленинграда-Петербурга или Москвы, хоть раз, но проехал на знаменитом экспрессе № 1/2.
От самого начала движения и до 1950-х годов локомотивы ведущие «Красную стрелу» отличались спец оформлением. Фото «Музей железных дорог России»
А 90 лет назад первый поезд «Красной стрелы» стал символом возрожденного престижа путешествий по железным дорогам Советской России. После революции и вплоть до начала 1930-х годов в стране победивших рабочих и крестьян фактически не существовало понятия фирменный поезд. Восстановив хозяйство из разрухи гражданской войны, железнодорожники первые годы бились за осуществление хоть какого-то регулярного движения. Не хватало буквально всего — вагонов, локомотивов, приспособленного для скоростного движения полотна. Но с улучшением ситуации Наркомат Путей Сообщения СССР постановил, что стране жизненно необходимо возвращать культуру железнодорожного путешествия. Особенно это касалось наиболее престижного направления Ленинград-Москва.
Именно по Октябрьской железной дороге в столицу прибывала основная масса иностранцев: дипломатов, технических специалистов (индустриализация находилась в самом разгаре), наконец обычных туристов, которые самостоятельно хотели осуществить «Необычайные приключения мистера Веста в Стране Большевиков» (название популярной советской комедии 1924 года). Конечно, по железной дороге можно было приехать и с Запада, через Восточную Пруссию, но этот путь выходил дороже, требовал пересадок и иногда осложнялся политической ситуацией. Поэтому самым популярным способом попасть в СССР из Америки и основной части Европы был пароход до Ленинграда и далее пересадка на поезд в Москву.
«Красная стрела» начала 1930-х годов убывает с Московского вокзала. Фото ТАСС.
Вот именно на эту публику, а также советскую номенклатуру и была рассчитана «Красная стрела». Недаром в первые годы ее существования, несмотря на движение поезда исключительно по территории СССР, название экспресса дублировали на вагонах английским Red Arrow. Случай уникальный для отечественных железных дорог. Правда ближе к концу 30-х, с окончанием Великих Строек, отъездом зарубежных спецов и общим ухудшением международной обстановки английские надписи убрали.
Интересно, что вагоны для «Красной стрелы» подобрали еще дореволюционные. Один бывший первого класса, ставший родоначальником СВ, и несколько мягких, то есть по современной классификации купе. Просто ничего подобного в СССР тогда не строили, а заказывать за рубежом или делать с нуля посчитали расточительным. Проще было восстановить имевшийся в наличии дореволюционный подвижной состав.
Интерьер купе «Красной стрелы» первых послевоенных лет. Фото «Музей железных дорог России»
Также, исходя из того, что постоянное наполнение поезда исключительно престижной публикой не представлялось возможным, то для окупаемости состава основную массу вагонов все же составляли жесткие — сейчас нам известные как плацкарт. Кстати, кузова вагонов были деревянными и прослужили они рекордно долго — до 1954 года, когда им на смену пришли современные цельнометаллические.
Но жесткие вагоны все же являлись не лицом «Красной стрелы», а вынужденной необходимостью. К слову, несмотря на «революционное» название в реальности состав был окрашен в синий цвет и сохранял его до начала 1950-х годов. Синию окраску также заимствовали из дореволюционного опыта. Именно таким цветом выделялись престижные вагоны первого класса. И сервис на советском экспрессе даже превосходил тот, который был доступен богатой публике до 1917 года. Если, скажем, доставка горячих блюд в купе из буфета не являлась чем-то принципиально новым, то наличие в поезде телефонной переговорной станции демонстрировало прогресс уже совсем иного уровня. Конечно, в движении позвонить не вышло бы, но на узловых станциях, пока паровоз догружали топливом и водой, телефонизированный вагон подключался к внешней сети и: «Девушка, Москву, пожалуйста».
Первый поезд преодолевал расстояние между Ленинградом и Москвой за 9 часов и 50 минут. Со средней скоростью 70 км/ч. Впоследствии, для самого главного состава Страны Советов подбирались самые быстрые локомотивы, уже в конце 30-х годов способные развивать до 160 км/ч. И время в пути неумолимо сокращалось, достигнув в середине 1960-х привычных и сейчас восьми с половиной часов. Конечно, уже с конца 1950-х годов это был поезд принципиально иного уровня — на тепловозной, а с 1962 года — электрической тяге, с комфортабельными вагонами производства ГДР, минимумом остановок в пути, ведь новой технике в отличии от эпохи пара не требовались постоянные дозаправки.
Вагоны постройки ГДР обслуживали «Красную стрелу» более полувека — с 1954 по 2006 год. Один из них сохранен в Музее железных дорог России. Фото Дмитрий Федоров
Фирменный поезд № 1/2 всегда получал самое лучшее и остается таким же сейчас. Когда вам не надо срочно пролететь семь сотен километров между двумя столицами и вы можете себе позволить расслабленное ночное путешествие, то выбор очевиден — каждый день без пяти минут от полуночи отправляется «Красная стрела». И это правило строго соблюдается уже более 80 лет, за исключением, разве что, военного лихолетья. С того момента, как по легенде сам Лазарь Моисеевич Каганович, Народный Комиссар Путей Сообщения СССР приказал перенести отправление главного поезда страны с половины второго ночи на окончание предыдущего дня — чтобы госслужащие могли получить дополнительные суточные за лишний день командировки.
Нам по пути ❤️