30 июня 2021

Кладовая Европы. Колонка директора Музея Транспорта Москвы Оксаны Бондаренко

Всем привет! С вами праздничная «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Совсем недавно, в мае этого года, самый крупный технический музей Европы в южногерманском городке Зинсхайм отпраздновал 40-летний юбилей. Его невероятная коллекция и будет темой нашего сегодняшнего рассказа.

Трудно поверить, но еще полвека назад городок Зинсхайм (всего-то 40 тысяч жителей, не город, а так, поселок городского типа) был если кому известен за пределами своей округи, то в основном лишь военным историкам. Причем историкам глубинным, изучающим эпоху времен Людовика XIV, Короля-Солнце. Не скажу, что битва от 16 июня 1674 года сильно повлияла на исход франко-голландской войны тех времен, но от Зинсхайма после этого сражения остались только руины. И больше ничего особо значимого в последующие столетия в истории этого места не происходило. Пока в начале 80-х годов уже XX века группа немецких энтузиастов исторической техники не решила организовать в этих краях музей. Который должен был стать всем музеям музей: где будут и машины, и самолеты, и военная техника, и локомотивы. Да хоть сам черт в ступе, главное, чтобы предмет был в оригинальном состоянии и имел определенное историческое значение.

Начало было скромным. Хотя еще тогда, в 1981-м, общая площадь экспозиции превышала 5000 кв. м, что чуть больше стандартного футбольного поля. Но уже через несколько лет размеры музея разрослись в десять раз. Представьте себе - 10 футбольных полей густо заставленных самой разнообразной техникой. Можно привести некоторые цифры: свыше 400 автомобилей, от мотоколясок до суперкаров, две сотни мотоциклов, 150 тракторов, 60 самолетов, 22 локомотива и несметное количество военной техники.


Говорят, что Зинсхайм также приютил самое крупное в мире собрание довоенных компрессорных «Мерседесов». Фото Дмитрий Федоров

Неудивительно, что прежде тихий и незаметный городок Зинсхайм вдруг обнаружил себя достопримечательностью планетарного значения. Сюда, в заветное место, стекаются фанаты техники со всего земного шара. За год познакомиться с музейной коллекцией прибывает более одного миллиона человек.

Популярность музея вполне объяснима - на Земле просто нет еще одного подобного места. Концентрация редчайших экспонатов на квадратный метр экспозиции зашкаливает. Причем, уже в первое десятилетие после открытия, амбиции основателей собрания разрослись настолько, что для них просто не осталось свободного места на зажатой между автобаном и городом музейной площадке. Поэтому для вновь поступающих самолетов, космической техники и разнообразных кораблей основали филиал в городке Шпайр, в получасе езды от основной площадки в Зинсхайме. Там тоже много чего интересного, но это тема отдельного разговора.

Стоит задрать голову и ты словно оказываешься в эпицентре воздушного боя. Фото Дмитрий Федоров

Уникальность Зинсхайма отмечаешь лишь только приближаясь к нему по автобану Франкфурт-Маннгейм. Среди полей и невысоких гор, вдруг возникают силуэты как будто взмывающих в небо двух сверхзвуковых лайнеров - европейского «Конкорда» и советского ТУ-144. Зинсхайм единственное место в мире, где эти два шедевра авиации можно увидеть рядом. Причем не только увидеть, но и подняться на борт, чтобы лично изучить особенности путешествия на сверхзвуке. Неудивительно, что пассажирские суперсоники стали едва ли не визитной карточкой музея.

Бесконечная череда войны и мира: фронтовой паровоз и сельхозорудия немецких крестьян. Фото Дмитрий Федоров

Близость к посетителю, желание его увлечь, превратить скучное посещение музея в нечто вроде визита в парк технического аттракциона - вот еще один ключ успеха Зинсхайма. Экспозиционные залы выглядят словно пещеры заставленные сокровищами. Где бок о бок стоят паровозы и разнообразная сельхозтехника, велосипеды и музыкальные оргАны, невероятных размеров судовые двигатели и детские коляски. Под потолком, словно масштабные модели, подвешены самые настоящие самолеты и вертолеты. Поначалу это многообразие ошарашивает, оно кажется хаосом, закромами миллионера-старьевщика и ты в растерянности не знаешь с чего начать. И только побродив по залам и открытым пространствам начинаешь выделять зоны интересов: вон там крупнейшая в Германии коллекция болидов «Формулы 1», неподалеку шеренга величественных «Майбахов» (говорят, нигде в мире нет больше собранных в одном месте), далее военный лагерь в пустыне вместе с укреплениями, пушками, танками и всевозможной автомототехникой стиля милитари. Былой хаос начинает превращается в определенную систему.

Собрание исторического железа разбавляют манекены в соответствующей одежде и униформе, витрины с прочими артефактами эпохи. Да, все это как правило присутствует и в иных музеях, за одним весомым но. Не в таких объемах как это представлено в Зинсхайме.


Посетителей атакуют с воздуха даже в сувенирном магазине. Фото Дмитрий Федоров

Возможно, подобная сверхконцентрация интересностей даже избыточна. Ведь Технический музей Зинсхайма своей масштабной экспозицией охотно засасывает на долгие часы и не отпускает даже на парковке, где среди обычных машин ты вдруг обнаруживаешь как будто невзначай оставленный танк или раритетный погрузчик. Волшебное место, настоящий магнит. Приехать легко, покинуть - сложно.

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы