Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Московский метрополитен, как любая важная транспортная артерия города, не стоит на месте. Он развивается, реконструируется, подстраивается под новые задачи и новые потоки пассажиров. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем об исчезнувших ради перспективы станциях и вестибюлях московской подземки.
Расположенный прямо посреди Садового кольца вестибюль станции «Смоленская» просуществовал меньше пяти лет. Фото Э. Евзерихин
Важная оговорка: мы сразу исключим из перечня те вестибюли, которые претерпели серьезные внешние изменения из-за того, что в тот или иной момент были встроены в новые здания. Но, по сути, они остались на месте. Их не сносили. В числе слившихся с окружающей застройкой вестибюли «Павелецкая» (южная), «Октябрьская», «Арбатская» (глубокого заложения).
В принципе, в этот же список можно внести и «Смоленскую» Филевской линии. Ее западный вестибюль, бывший некогда отдельно стоящим зданием на внешней стороне Садового кольца, в середине 1950-х годов встроили в новый жилой дом. Но мало кто знает, что изначально эта станция самой первой очереди московского метрополитена, открытой в 1935 году, имела еще один капитально возведенный вестибюль. Находившийся прямо по центру Садового кольца. Но он просуществовал совсем недолго и спустя четыре года после открытия был снесен. Теперь на его месте гремит нескончаемый автомобильный поток Садового.
Казалось бы, что за нелепица - делать выход из метро посреди широкой мостовой? Но дело в том, что когда проектировали этот выход, Садовое кольцо все еще оставалось именно садовым, с широкими бульварами посередине и узкими проездами для транспорта по бокам. А когда вестибюль уже возвели, концепция поменялась - бульвары уступили место широкой проезжей части. В итоге совсем новое здание пришлось сносить, зато из его подземной галереи, которая шла перпендикулярно улице и вела к торцам платформы, устроили первый в Москве подземный переход.
Вестибюль метро на углу улицы Коминтерна (Воздвиженка) и Манежной. Фото из альбома «Архитектура Московского метро» под редакцией Колли Н.Я., Кравец С.М.. Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры. Москва. 1936 г.
Не повезло и первому совместному вестибюлю станций «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад»). При проектировании первой очереди метро «Улицу Коминтерна» вклинили в проект буквально в последний момент. Из-за этого станцию пришлось встраивать в уже готовые тоннели, а вход - в отдельно стоящий на углу улиц Манежной и Коминтерна вестибюль, предназначавшийся изначально только для «Библиотеки имени Ленина». Следствием компромисса стал очень неудобный для пассажиров пересадочный узел (фактически его не было - все пересадки шли только через наземный вестибюль), и в итоге его решили полностью перестраивать. В частности, предусматривался совершенно новый вестибюль, встроенный непосредственно в здание Библиотеки. По плану, работы должны были завершиться в 1940 году. Но из-за различных трудностей, а затем войны новый вестибюль открыл свои двери пассажирам только в 1946 году. Старое здание, находившееся на месте нынешнего подземного перехода, само собой, сразу снесли.
Первоначальный вестибюль «Парка Культуры» на внешней стороне Садового кольца. Фото liveinmsk.ru
Еще два вестибюля первой очереди московского метрополитена пришлось сносить и возводить заново в послевоенные годы, когда завершалось строительство соответствующих очередей новой Кольцевой линии. Чтобы не загромождать Каланчёвскую и Крымскую площади новыми выходами из метро, приняли следующее решение - старые вестибюли убрать, а на их месте возвести более просторные входные группы, способные вместить эскалаторы, ведущие сразу на обе линии. Так, западный вестибюль «Парка Культуры» в 1950 году, а затем и центральное здание «Комсомольской» двумя годами позже получили тот вид, который нам известен сейчас.
Довоенный вид вестибюля «Комсомольской» между Ленинградским и Ярославским (тогда - Северным) вокзалами. Фото pastvu.com
Еще одно довоенное здание вестибюля снесли уже в 70-х годах. Тогда шла серьезная работа по разгрузке сложного пересадочного узла на «Киевской». Основной поток пассажиров брала на себя Кольцевая линия, и чтобы соорудить дополнительный эскалаторный ход на эту ветку, пришлось пожертвовать массивным павильоном гораздо менее востребованной Филевской линии. С той поры, чтобы попасть на «Киевскую» Филевского направления, следовало пользоваться вестибюлями других линий узла. А на месте довоенного здания сейчас можно наблюдать вход в подземный переход.
На месте довоенного вестибюля «Киевской» сейчас сооружен вход в подземный переход. Фото http://arx.novosibdom.ru
Теперь от сооружений постоянных и тем не менее по той или иной причине снесенных перейдем к сооружениям изначально временным. И расскажем о двух станциях, названия которых вам точно знакомы, а вот внешний вид покажется непривычным.
Внешний вид временной станции «Первомайская» в первые годы после закрытия. Фото pastvu.com
Например станция «Первомайская». С 1954-го по 1961 год такое название носила конечная станция Арбатско-Покровской линии, находившаяся не под землей, как ее современная тезка, а на поверхности и заметно в стороне от сегодняшнего расположения - в здании электродепо «Измайлово». Сейчас о том, что здесь некогда находился выход со станции метро, не напоминает ничего - кроме непривычно парадного для промзоны фасада. Внутри, кстати, до сих пор сохранилась богатая мраморная отделка, а еще там с момента закрытия временной станции размещается актовый зал электродепо.
Строго, скромно, без излишеств - промышленный функционал временной станции «Калужская». Фото из газеты 1964 года.
Аналогично, но уже в период 1964-1974 годов южное окончание Калужского радиуса также находилось в одном из залов электродепо, обустроенном посадочной платформой и незатейливым стеклянным фасадом. Это была временная конечная «Калужская», открытая в самый разгар борьбы с излишествами в архитектуре. Казалось бы, прошло всего десять лет, но контраст с временной же «Первомайской» был разительный. Никакого расточительного пафоса для станции, которая создана как промежуточное решение и которая вскоре исчезнет навсегда. Только самое необходимое, только строгий функционал. После продления линии станция «Калужская» переехала заметно в сторону и под землю, а там где некогда была наземная станция, теперь ремонтируются вагоны метро.
Теперь от дней минувших к настоящему. Если для вас московский метрополитен не только средство транспорта, но и выдающийся арт-объект, то у нас интересная новость: на Замоскворецкой линии Музей Транспорта Москвы запускает первый из серии проектов "Станция Музейная". Зеленый цвет ветки станет отражением темы в плакатах, которые появились на станциях: передвижение по городу и экология. Арт-работы создавались различными художниками и дизайнерами специально под наш проект. Не упустите шанс прокатиться по Замоскворецкой линии, чтобы открыть для себя что-то новое из современного искусства.
фото “Станции Музейная”
Нам по пути ❤️