14 июля 2021

Наша «Победа». Колонка Оксаны Бондаренко

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Три четверти века. Ровно три четверти века назад, летом 1946 года, с конвейера сошла первая серийная «Победа» ГАЗ М-20. Автомобиль-легенда, автомобиль-символ. К юбилею знаковой советской машины вспомним в нашей музейной рубрике известные и не очень факты из её истории.


Рекламный проспект внешнеторговой организации «Технопромипорт»

Передовой для середины 1940-х годов дизайн «Победы» с бескрылой формой кузова врезается в память раз и навсегда. Советские люди в первые послевоенные годы знали из прессы и кинохроники, что на Горьковском автозаводе создан совершенно новый легковой автомобиль. Но оценить его лично могли в то время единицы.

Публичный дебют новинки состоялся в кино. Вместе с новым символом «Мосфильма» на заставке картины — скульптурой «Рабочего и Колхозницы». При этом произошел сей знаменательный факт лишь через год после официальных сообщений о начале серийного производства «Победы», а увидеть новую модель на улицах было почти невозможно.

Несмотря на громкие заявления, запуск Горьковской новинки в серию давался тяжело. Не хватало качественного листового металла для штамповки, не были налажены ритмичные поставки деталей из пока еще совершенно непривычных пластмасс (они обширно применялись в оформлении салона) — машины, по сути, собирались вручную, «на коленке». За весь 1946 год сделали только 23 «Победы».

Более-менее ритмичный выпуск пошел лишь со следующей весны. И так совпало, что в 1947 году вслед за весной календарной пришла «Весна» кинематографическая. Та самая: c Любовью Орловой в двух ролях разом, та, где «журчат ручьи» и актрису легкого жанра мотает по Москве на служебной «Победе».

Горьковская машина в «Весне» — разгонный транспорт столичной киностудии, капризный и не заводящийся в самый ответственный момент, заменяющий гримерку и кабинку для переодевания в одном лице. Еще интереснее, что «Победа» с экрана была не совсем обычной. Даже так — она была уникальной.

На фоне довоенных советских и трофейных немецких машин «Победа» смотрится в кинокадре архисовременно.

Машину для съемок умыкнули прямо из новообразованного взамен прежнего Наркомата Министерства автомобильной промышленности. В безудержном оптимизме кинокадра подразумевалось все только самое новое, чистое и умытое, а «Победа» в летней Москве 1946-го нашлась только одна. Серо-черная, та самая, которую показывали Верховному в июне 1945-го, самый первый опытный образец, построенный к 7 ноября 1944 года. Ведь история «Победы» началась задолго до самой Победы.

Несмотря на приказ о создании новой машины для послевоенного времени от 1943 года, работы над будущей «Победой» начались еще до войны.

Горьковские конструкторы уже тогда работали на перспективу, отмечая самое важное и интересное у зарубежных образцов — новый советский автомобиль должен был быть ничем не хуже заграничных. Совершенно новый несущий кузов без отдельной рамы, надвинутый на переднюю ось ради увеличения объема салона силовой агрегат, набиравший популярность кузов с покатой задней стенкой — этот характерный для «Победы» набор был заложен в будущую Горьковскую машину задолго до 1943 года.

Так что формально работа над новинкой если и прерывалась, то лишь на время зверской бомбардировки ГАЗа летом 1943-го и последующего аврального восстановления завода хотя бы до базовых функций производства.

Окончательный вид перспективный проект приобрел к 1944 году. Сформировался дизайн, был подготовлен полноразмерный деревянный макет, но требовалось уточнить еще множество других нюансов. Скажем, как навешивать задние двери — на средней или задней стойке?

Для сокращения времени на разработку независимую переднюю подвеску и несущее основание пола подсмотрели у немецкого «Опеля-Капитан» 1938 года. Копировали не вслепую — подгоняя и усиливая узлы с трофейных машин под совершенно оригинальный кузов собственной разработки. Двигатель поначалу хотели взять шестицилиндровый, некогда «Доджевский», чертежи на который выкупили окружными путями еще в конце 30-х. Прекрасный и надежный мотор, поначалу опробованный на модернизированной «Эмке», в войну прошел проверку на легких танках, а затем служил на различных Горьковских грузовиках почти до развала СССР. Но для «Победы» он оказался великоват и прожорлив, даже в варианте уменьшенного литража, поэтому на его основе сделали более экономичный и компактный четырехцилиндровый мотор. Как в воду глядели!

МТ-pob2. Компоновочная схема ГАЗ М-20. Архив музея ГАЗ

На показе в Кремле Сталин разгромил вариант с шестью цилиндрами — в стране каждая капля бензина на счету, а вы собираетесь сжигать горючее просто так, на служебных машинах.

Ему показали четырехцилиндровую версию и вождь отошел: «Невелика победа, но пускай будет «Победа».

С большой заминкой на старте, когда для устранения недочетов пришлось даже временно приостанавливать производство в конце 1947 года, «Победа» затем постепенно набирает ход.

С 1948 года и далее автомобиль получает отопитель, синхронизированную коробку передач от министерского «ЗИМа» с переключением скоростей на руле, избавляется от пары сотен килограммов оловянного припоя, которым выравнивали поверхности неудачно отштампованных панелей у первых машин. А задний диван утончают от слишком плотной набивки, чтобы генеральские папахи не упирались в низкий потолок.

К тому моменту «Победа» разом заменяет на государственной службе довоенные «Эмки» и политически чуждую трофейную немецкую роскошь. А за 16 тысяч рублей (две цены «Москвича») ее можно приобрести в личное пользование в еще редких автомобильных магазинах. Страсть к обладанию личным транспортом негласно поощряется. Считается, что автомобиль покупают только заслуженные люди с гораздо более высокой, чем в среднем по стране, зарплатой. Но система часто дает сбой, и тогда в «Крокодиле» появляется обличающий фельетон с характерным заголовком «Папина «Победа».

С конца 1940-х «Победа» идет на экспорт. Вначале в соцблок, затем в дружественную Финляндию, Скандинавию, Бенилюкс. В Хельсинки к середине 50-х годов большинство такси именно советские «Победы». В Советском Союзе, само собой, тоже. Вслед за инициативой столичных таксопарков уже на такси заводского производства появляются характерные шашечки и зеленый огонек свободной машины. В такси запускают даже «Победы»-кабриолеты.

Открытая версия запускается на конвейер в 1949 году согласно постановлению Советского правительства о производстве машин с убираемым верхом. Речь идет не об экономии металла — в стране с прокатом к тому моменту ситуация разрешена. Здесь другое — личное мнение Сталина, что в южные районы страны надо посылать машины без жесткой крыши. Свою точку зрения на тот вопрос он озвучил еще до войны. При дефиците любых автомобилей доктрина не работает — кабриолеты посылают даже на Север. Довести выпуск «Победы» без привычной крыши до половины общего выпуска, как требуют партия и правительство, не удастся, а сразу после смерти Вождя открытую версию быстро снимают с производства.


На сборочном конвейере ГАЗа седаны и кабриолеты идут бок о бок. Фото Архив музея ГАЗ.

К тому моменту «Победа» уже устаревший образец — ей на смену проектируется «Родина», она же «Победа-2», которая в итоге выльется в еще одну легенду — 21-ю «Волгу». Модернизация «Победы» в 1950-х точечная, по необходимости. Например в 1955-м внедряют штатный приемник, а облицовку радиатора унифицируют в полноприводным М-72. Карьера советской «Победы» закончится в 1958 году. Но сама конструкция жива — еще с 1951 года ее по советской лицензии выпускают в народной Польше, перекрестив в «Варшаву» и модернизируя по собственному сценарию. В итоге польский вариант переживет прародителя более чем вдвое — последние наследники «Победы» покинут завод в пригороде Варшавы только в 1973 году. Когда в Советском Союзе уже вовсю бегают внуки «Победы» -ГАЗ-24.

Сейчас «Победа» один из самых желанных для коллекционеров раритетов советской автомобильной эпохи. Благодаря толстому металлу и прочной конструкции немало образцов дошло до наших дней. Есть «Эм-двадцатая» и в коллекции нашего Музея Транспорта Москвы.


Превосходно отреставрированный образец последних лет выпуска. Фото Дмитрий Федоров


Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы