Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В этом году фильму Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» исполняется 55 лет! В кинотеатре «Художественный» при участии нашего музея прошел специальный показ оцифрованной версии культовой кинокартины.
По кадрам этого фильма можно отлично судить, насколько изменилась Москва за последние полвека. Тема сегодняшней колонки — любопытные моменты московской географии из легендарной кинокартины, на которые обычно не обращаешь внимания.
Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм»
«Жители столицы утверждают, что это невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась в их городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны» — этой фразой, сказанной за кадром Юрием Яковлевым, авторы фильма, режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский, как бы стараются снять с себя ответственность за столичный сюжет картины.
И здесь, наверное, следовало сказать, что московские улицы и проспекты мы узнаем с первых кадров фильма. А вот нет! Первая сцена, там, где в таинственном нуаре зловещий незнакомец пробирается по крышам и угоняет машину из темного двора, как раз не Москва, а Одесса. Недаром авторы картины поставили приморский город в монологе рассказчика сразу за столицей, опередив Ленинград и Ростов-на-Дону. В Одессе сняли несколько мизансцен, когда Москва уже покрылась снегом, а по сценарию требовалась теплая погода. Это было под самый конец 1965 года. Сближение Юрия Деточкина и Максима Подберезовикова на пути к Дому Культуры (который в реальной жизни не ДК, а телефонный узел), отдельные сцены в троллейбусном парке, где на дальнем плане можно заметить никогда не поставлявшиеся за пределы Украинской ССР троллейбусы «Киев», выяснение отношений в баре, почтовое отделение на вокзале и даже диалог с пастором на пустынном пляже - это все южный город у моря.
Поезда на эстакаде Смоленского метромоста уже не увидишь: сейчас, съезжая на берег, они сразу ныряют в звукоизолирующий короб. Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм»
Но главное место съемок и действия — это, конечно, наша родная столица. Дорогая наша Москва.
Лучшего ориентира для определения дома, в котором жил мелкий барыга Дима Семицветов, просто не сыскать. Где еще, кроме Смоленской набережной в Москве, поезда метро выезжают на мост над рекой меж двух помпезных жилых зданий сталинской архитектуры? Дома в народе получили прозвище «генеральских», там получали квартиры видные военачальники Советской Армии. Понятно, что тесть Семицветова как раз из таких почетных отставников. В самом фильме регалии и «паспортные данные» великолепно сыгранного Анатолием Папановым бывалого военного не упоминаются, но если желаете их знать, то, согласно сценарию, он «подполковник в отставке Семен Васильевич Сокол-Кружкин».
Кстати, гаражные постройки наблюдались у Смоленского метромоста еще долго — вплоть до начала нашего века. Но общий фон давно уже совсем иной. Гремящих поверх эстакады поездов сейчас не увидишь. Близкое соседство жилых домов и открытого метро сильно раздражало высокопоставленных обитателей этого района. Поэтому в 1978 году над путями возвели звукоизолирующий короб и съезжающие с моста поезда стали сразу исчезать в бетонной надстройке над рельсами. А вместе с ними пропали и светильники в чугунных вазонах по краям эстакады, которые тоже отлично видны в фильме.
Улица Разина (Варварка). Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм»
Зато антураж первой встречи в кадре Деточкина и Любы остался почти неизменным. Самый центр Москвы, историческая Варварка (тогда улица Разина), она по-прежнему, изгибаясь, спускается к площади Варварских ворот (Ногина в советское время) — вслед за взглядом Деточкина, провожающего уходящий троллейбус. Капитальные перемены места видны лишь в отдалении — в кадре из 1965 года за храмом Георгия Победоносца немного видна возводящаяся гостиница «Россия». Сейчас и ее корпуса уже стали историей. А дом позади храма снесут вскоре после съемок фильма при обустройстве въездной эстакады строящегося отеля.
Место работы и мелкого бизнеса у Димы Семицветова — пересечение Сретенки и Бульварного кольца — площадь Сретенских ворот. На «Волге» Семицветов подъезжает к своему комиссионному магазину со стороны Большой Лубянки (тогда улица Дзержинского) и, поворачивая налево, паркует машину на Рождественском бульваре, прямо напротив работы. В одном из кадров заметен, идущий в направлении Трубной, трамвай — тоже исчезнувшая примета прошлого.
Скульптура напротив комиссионки, в которой работает Семицветов. Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм»
Фоном для сцены угона от магазина служит некое явно церковное здание. Сейчас оно огорожено, а тогда на месте забора стояла та самая табачная палатка, где «Беломора нет».
Если пристально вглядываться в кадр, то на бульваре еще можно заметить любопытную скульптуру моряка за штурвалом. Она здесь неспроста, но о ней чуть позже.
Церковное здание ценно само по себе: одна из самых древних построек, сохранившихся в Москве. Каменное строение Церкви Пресвятой Богородицы в Печатниках (здесь во времена древние находилась Печатная Слобода) на Сретенке возвели в конце XVII века. Культового статуса здание лишилось перед войной, а ко времени съемок «Берегись автомобиля» в бывшей церкви уже пять лет действовала постоянная выставка «Морской флот СССР». Вот откуда там скульптура на морскую тематику.
Выставка работала очень долго, а перед самым распадом страны была преобразована в полноценный музей «Морской флот СССР». Но он просуществовал совсем чуть-чуть — в 1991 году здание вернули в ведение Патриархии.
Когда план угона у Деточкина после многочисленных неудач срабатывает, то ключевой сценой последующей погони между ним и гаишником на мотоцикле становятся пируэты вокруг развязки на пересечении двух шоссе. С высоты наших дней такая дорога не представляет собой ничего необычного. Но не в середине 1960-х годов!
Если бы тремя годами ранее вокруг Москвы не замкнули кольцевую автодорогу, то все эти трюки просто негде было бы снимать. По сути, МКАД можно назвать самым первым в СССР скоростным шоссе практически мирового уровня. Правда, в Европе подобные трассы с двухуровневыми развязками по схеме «клеверного листа» принялись строить еще лет за 30 до «Берегись автомобиля». А к середине 1960-х годов в пораженном автомобилизацией Западном мире они уже считались устаревшими. Из-за того, что машины на съездах-въездах эстакады пересекались и тормозили поток.
МКАД тоже довольно быстро потерял запас пропускной способности. Стоило лишь автомобилизации в СССР перейти на новый уровень с появлением Волжского автозавода. Всего две полосы для движения в каждом направлении, те самые, не слишком удачные развязки, и уже в 1970-х годах МКАД надолго получит прозвище «дороги смерти», опасной и загруженной автомобилями. От дурной славы он избавится только при капитальном расширении в середине 1990-х.
Таким пустынным МКАД пробудет совсем недолго. Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм»
Серьезно изменится за несколько лет и участок Садового кольца, где снимали эпическую сцену погони на троллейбусе. Съемки происходили на участке между Колхозной (ныне Сухаревской) площадью и улицей Каляева (Долгорукова). Буквально через пару лет на пересечении с Цветным бульваром возведут Самотечную эстакаду, и окружающий пейзаж изменится навсегда.
По ходу развития погони случается любопытный киноляп. Люба видит Деточкина в чужой «Волге» на светофоре в сторону площади Маяковского. В том же направлении и начинается погоня. А вот заканчивается она эффектным заездом троллейбуса на улицу Ермоловой (ныне Большой Каретный переулок), с другой стороны кольца. То есть по ходу действия участникам догонялок надо было совершить крутой разворот. Такой вот киногеографический казус.
Кстати, будь на месте троллейбуса современный электробус - итог преследования мог оказаться совсем иным. И не думайте, что это чистой воды фантазия - ну какой электробус полвека назад? Вы удивитесь, но электробус на базе троллейбуса СВАРЗ, почти такого же как в фильме, реально существовал в начале 1960-х годов. Только он был построен в одном-единственном экземпляре и работал в аэропорту Внуково. Уровень развития батарей и систем зарядки не позволял тогда выпускать электробус на городские маршруты, а для трансфера пассажиров к самолетам он подошел в самый раз.
Будь на месте троллейбуса электробус, исход погони мог оказаться совсем другим. Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм»
Ну а мы завершаем нашу прогулку классическим кадром из фильма — с эстакадой через Садовое кольцо на Крымской площади. Это сооружение, кстати, возведенное в начале 1960-х годов, стало первым примером надземного разведения автомобильных потоков в Москве. Самой первой автомобильной эстакадой столицы. В кадре слева Провиантские склады, ныне Музей Москвы, справа — станция метро «Парк Культуры». Впереди улица Метростроителей, ныне Остоженка, и: «Здравствуй, Люба: я вернулся!»
Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм».
Нам по пути ❤️