24 августа 2021

Американские “Форды” на русском болоте

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Производство «Москвичей» возникло не на пустом месте. Прежде, еще до войны, будущий МЗМА-АЗЛК-«Москвич» носил имя КИМ. А еще раньше он также именовался «Автосборочный завод № 2». Самой ранней и малоизвестной странице истории московского автозавода и посвящена наша сегодняшняя статья.


Фото с сайта lite.mir24.tv

Ким — некогда популярное имя, которое давали советским младенцам. Но не в честь завода, конечно. Постреволюционная романтика искала новые имена для новых людей в новейшей истории Советской страны. Мужское имя Ким произошло именно оттуда. Изначально это аббревиатура обозначала Коммунистический Интернационал Молодежи. Весьма популярную в 1920-1930 годах организацию, молодежное отделение Коминтерна. А Коминтерн, в свою очередь, являлся весьма могущественной силой, объединявшей коммунистов многих стран мира. Со штаб-квартирой в Москве. Отсюда, из столицы советской страны и расходилась поддержка коммунистического движения в капиталистических странах по всему земному шару.

Но СССР с капиталистами не только враждовал, он с ними также торговал, налаживая коммерцию и техническое сотрудничество.

В стране рабочих и крестьян в конце 1920-х годов взяли курс на индустриализацию. Зарубежные компании должны были принять самое активное участие в создании советской тяжелой промышленности. Не из-за любви к коммунизму, нет. СССР щедро платил — за проекты заводов и новейшие машины — валютой и золотом. А если учесть, что в то время во всем прочем мире бушевала Великая Депрессия, то промышленники Запада совсем не хотели упустить прекрасный шанс заработать на СССР.

Советский Союз в те годы тоже не был райской страной. Политика НЭПа, конечно, помогла вырвать страну из разрухи военного коммунизма. Но она не изменила общую индустриальную картину страны, чья промышленность, в лучшем случае, оставалась на дореволюционном уровне. Например, своих автомобилей в СССР 1920-х годов выпускали считанные крохи. За десять лет нового строя, к началу 1928 года, отечественные заводы смогли сделать лишь 670 машин. И в основном это были устаревшие, примитивные конструкции, с дореволюционным прошлым. Подавляющее большинство новых автомобилей, бегавших тогда по стране, были иностранными, купленными за валюту. А минимальная потребность СССР на ближайшие пять лет оценивалась в 40 тысяч новых автомобилей.

Корпуса «Московского автосборочного завода имени КИМ». Фото с сайта pastvu.com

Конечно, с этим надо было что-то делать. Поэтому вторая половина 1920-х годов — время лозунгов «Даешь советский автомобиль». Пока еще не ясно какой. Но скорее всего сделанный на основе современных зарубежных конструкций, с помощью все тех же иностранных специалистов.

Еще в 1927 году Моссовет постановил построить новый автозавод за юго-восточной границей города — в районе Сукиного болота — ныне это район «Текстильщики». Мощность планировалась на уровне 25 тысяч машин. Но даже эта, скромная на самом деле цифра, выглядела впечатляющей для того времени.

Затем история двинулась совсем в ином направлении и с совсем иной скоростью. 31 марта 1929 года СССР подписал договор с «Фордом» о техническом сотрудничестве при строительстве автозавода-гиганта в Нижнем Новгороде, способного произвести за год до 100 тысяч автомобилей. Американский промышленник предоставлял проект, техническую помощь, новейшие модели Ford-А и Ford-AA в качестве объектов производства.

В ответ советская сторона обязалась приобрести продукцию компании «Форд» на сумму 30 миллионов долларов в течение четырех лет. Под продукцией в основном подразумевались автомобили, которые в разобранном виде стали поступать в СССР с ноября 1929 года. Но где их собирать?

Обложка журнала «За рулем» приуроченная к запуску московского автосборочного завода.

И вот тут вспомнили про московскую площадку на Сукином болоте. Ведь именно Москва и окрестности поначалу считались основными потребителями советских «Фордов». Но для постройки нового автосборочного завода требовалось время. По самым скромным подсчетам, он мог появиться не ранее апреля 1930 года. Поэтому, пока осваивалась местность на границе Москвы, сборку приходивших из Америки машинокомплектов организовали в самом Нижнем Новгороде, на территории складов завода «Гудок Октября». Первый советский «Форд» из ворот Нижегородского автосборочного завода № 1 вышел 1 февраля 1930 года.

В Нижнем сборкой американских машин занимались недолго. Постройку московского завода, несмотря на многочисленные трудности, вели ударными темпами — и уже 6 ноября 1930 года он вступил в строй. Гораздо более совершенный и современный Московский автосборочный завод получил закономерный № 2 и дополнительный титул «имени КИМ». Вскоре после запуска московского завода сборку «Фордов» на берегах Волги принялись сворачивать.

Первый собранный Ford-A выезжает из цеха Московского завода 6 ноября 1930 года. Фото с сайта pastvu.com

Первыми из ворот КИМ вышли легковые Ford-A. В Нижнем Новгороде эти машины почти не делали, так как в первую очередь для народного хозяйства требовались грузовики модели АА. Но теперь настало время и легковых машин. Большинство собранных в Москве Ford-A были фаэтонами — ведь именно с таким типом кузова эту машину собирались впоследствии делать и на строящемся нижегородском автогиганте.

Тем не менее в Москве также собрали и две с лишним сотни закрытых седанов. Вслед за легковыми Ford-A на московский конвейер встали и полуторатонные Ford-AA.

В январе 1932 года была закончена постройка нижегородского автозавода, он выпустил первые экземпляры модели НАЗ-АА (она станет ГАЗ-АА уже в конце года, после переименования Н. Новгорода в Горький) из отечественных деталей, так что надобность в сборке американских машин с этого момента фактически отпала. До конца года КИМ лишь дособирал последние пришедшие из США машинокомплекты.

В итоге, в Москве за два года сделали почти 12 тысяч грузовых автомобилей модели Ford-AA и 3,5 тысячи легковых Ford-A. Это более чем половина от всех пришедших из США комплектов для сборки.

Отправка грузовиков Ford-AA подмосковным совхозам. 1931 год. Фото c сайта pastvu.com

Дальнейшая судьба Московского автозавода была запланирована еще при его проектировании. Считалось, что после окончания сотрудничества с американцами КИМ плавно перейдет на сборку машин из отечественных деталей, поставляемых из Нижнего Новгорода/Горького. Но безболезненного перехода на выпуск автомобилей теперь уже марки ГАЗ не случилось. Почти весь 1933 год Горьковский автозавод лихорадило от проблем с качеством комплектующих, машины просто не из чего было собирать. Только в сентябре в Москву на КИМ отправились первые комплекты для производства полуторки ГАЗ-АА. Легковые машины в Горьком решили делать сами.

Далее и вплоть до конца 1930-х годов КИМ функционировал лишь как филиал ГАЗа. О нем мало писали в прессе, его автомобили несли чужую эмблему. Фактически сборка грузовиков в Москве велась лишь для того, чтобы не гонять своим ходом в столицу готовые автомобили из Горького. Правда, в середине десятилетия выпуск машин в Москве решили удвоить — до 60 тысяч в год, чтобы разгрузить головной Горьковский завод под освоение новых моделей. Под новые горизонты затеяли реконструкцию московского предприятия. В планах, впервые с эпохи работы на фордовских деталях, прописали освоение и легковой модели М-1. Причем «Эмки» должны были составить до половины общего выпуска в Москве. Но в этот момент в судьбе КИМа произошел крутой поворот — в августе 1938 года московское предприятие решили переориентировать на выпуск совершенно нового для Советского Союза типа автомобиля — малолитражки КИМ-10. Которая с самого начала разрабатывалась исключительно для Московского и теперь уже полноценного автозавода.

Легковой Ford-A и грузовой ГАЗ-АА из коллекции Музея Транспорта Москвы на выставке «Мечта Москвича»

В итоге, последний ГАЗ-АА сошёл с конвейера КИМа 12 мая 1939 года, после чего все оборудование для выпуска Горьковских грузовиков передали на новое предприятие в Ростове-на-Дону. Всего в Москве собрали почти 200 тысяч Горьковских грузовиков — вполне приличное количество для второстепенного предприятия индустрии.

А сейчас вы можете еще больше узнать про эту малоизвестную страницу истории Московского автозавода на нашей специальной временной экспозиции «Детройт на болоте». Она только что открылась в рамках выставки «Мечта Москвича». Спешите на ВДНХ!

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы