8 сентября 2021

Создай вместе с нами музей! Колонка Оксаны Бондаренко

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 

Наш музей разрабатывает совершенно новую экспозицию, которая через несколько лет откроется в отреставрированном здании легендарного гаража Мельникова на Новорязанской улице. О том, как вы можете принять участие в  создании нашего музея — наша очередная статья.


Фото  twitter.com
 

Транспортный музей — это  не только натурные образцы техники. Конечно, они главная составляющая, краеугольный камень, вокруг которого выстраивается остальное пространство, и будьте спокойны, экспозиции «Музея транспорта Москвы» в недалеком будущем позавидуют многие зарубежные музеи аналогичной тематики. Уже сейчас в наших запасниках ожидают своего звездного часа десятки образцов автомобилей, трамваев, автобусов и прочей техники некогда колесившей по улицам Москвы. 

Но этим экспонатам-труженикам необходимо достойное обрамление, то, что перенесет нас вместе с ними в прошлое. Создаст атмосферу Москвы былых лет. Покажет достойнейших людей города отдавших свои лучшие годы на службе столичного транспорта. Покажет, что было этим людям дорого. Чем они жили. О чем мечтали. К чему стремились.

Словом, нам необходима ваша помощь, дорогие москвичи!

Возможно, будущие экспонаты нашего музея сейчас хранятся в вашей семье. Лежат в пачках старых фотографий, занимают место в шкафу, увезены на дачу, висят на стене в гараже. Что это может быть? Все, что так или иначе связано с историей московского транспорта. Начиная с эпохи конок и омнибусов  конца XIX века и до последних дней века минувшего, двадцатого.

Например, это могут быть  старые снимки. Допустим ваш дедушка или прадедушка занимался фотографией и снимал жизнь московских улиц. Отлично, если в его объектив попадал исторический подвижной состав, сценки из московской жизни, где можно увидеть то, на чем ездили наши предшественники. Не менее интересны старые открытки, может даже картины, на которых изображен транспорт. А если они будут еще из довоенной эпохи — это просто замечательно.


Ищем все, что связано с историей московского транспорта. Фото humus.livejournal.com

 

Отдельная тема, весьма важная для будущего музея — книги, чертежи, плакаты, наглядные пособия, может быть макеты и модели, описывающие устройство и демонстрирующие внешность давно утраченных образцов техники. Нам бы очень хотелось с вашей помощью закрыть белые пятна в истории московского транспорта.  Эмблемы и прочие  детали от старой техники  мы также приветствуем. 

Еще мы очень хотим показать и рассказать, как проходили поездки в городском транспорте много лет назад. Во что люди были одеты, чем расплачивались, какие они получали билеты. 

Сейчас транспортные карты заменили привычные многим поколениям бумажные билеты и проездные. Эти средства подтверждения оплаты проезда  никогда не рассчитывались на долгую жизнь, но они именно этим сейчас и ценны. Вдруг у вас завалялись старые-старые билеты, которым уже не один десяток лет? Ведь мало кто помнит -— как они выглядели, скажем, полвека назад. Так что, если в вашей семье они каким-то образом сохранились — с удовольствием возьмем на хранение и будущую демонстрацию в витринах. А еще нам любопытны бумажные схемы маршрутов транспорта разных лет, брошюры-справочники «Как проехать по Москве», и другие артефакты столичной транспортной жизни. 


А вы знали, что в 1950-х годах в Крым из Москвы ходили слегка переоборудованные городские автобусы? Фото ru.bidsрirit.com

 

Наберемся смелости: а вдруг вы знаете о местонахождении старых табличек с остановок городского транспорта, на которых были нанесены номера проходивших автобусов или трамваев. А может вам попадались таблички с номерами маршрутов, висевшие на вагонах транспорта или, скажем, знаки обозначавшие стоянки такси? А уж если вы нам предложите старый автомат за монетку выдававший порцию одеколона «Шипр»…

 Кроме того, нам интересны исторические таблички с названиями улиц и номерами домов, регистрационные знаки самих транспортных средств. Правда, последние необходимы только самые старые, не ранее конца 1950-х годов.

Было бы неплохо пополнить будущую коллекцию музея заодно и старыми кассами-копилками, в которые опускали пятак на автобус или три копейки в трамвае, компостерами для проездных талончиков.  А может, кто-то в вашей семье работал еще до 1960-х годов кондуктором в городском транспорте и с тех пор у вас хранится сумка для хранения денег и отмотки билетов?

Некогда форменная фуражка являлась обязательной для водителя такси. Фото «Мосфильм».

Образцы элементов старой униформы водителей и прочего персонала городского транспорта тоже очень интересны. Как и разные прочие атрибуты из советской эпохи — нагрудные значки, удостоверения, дипломы. А если ваш дедушка за ударную работу на городском транспорте столицы был награжден каким-либо персональным подарком — нам было бы весьма любопытно глянуть на подобный сувенир. 

Не исключаем из сферы интереса также старые транспортные игрушки (только вот те, железные, настоящие, сделанные в глубоком СССР), марки, значки, на которых безошибочно узнаются образцы исторической техники. 

В 1981 году Почта СССР выпустила серию марок посвященную ранним годам московского городского транспорта. Фото filtorg.ru

Но если мы чего-то не упомянули, а вы считаете, что у вас есть в наличии некая уникальная вещь, способная украсить наш будущий музей — пишите, мы обязательно рассмотрим ваше предложение!

Связаться с нами просто: заполните форму, находящуюся по этому адресу https://www.mtmuseum.com/arhiv — и с вами обязательно свяжутся.

Давайте восстанавливать историю московского транспорта вместе!

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы