22 сентября 2021

125 лет крупнейшей выставке Российской Империи

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 

В эти дни 125 лет назад в Нижнем Новгороде 1896 года заканчивала свою работу XVI Всероссийская художественная и промышленная выставка. За этим названием скрывался величайший в истории государства Российского торгово-культурный форум, масштабы и значение которого были неслыханными ни до, ни после его проведения. Юбилею этого мероприятия и посвящена сегодняшняя колонка. 

Фото из книги «Всероссийская промышленная и художественная выставка года в Нижнем Новгороде, 1896»,  «Шерер, Набгольц и Ко»

Век XIX — век индустриализации в России, появления массы изобретений и невиданного роста международной торговли. Вслед за прогрессом техническим появилась и расцвела традиция демонстрации достижений на разнообразных выставках.  

Российская Империя хоть и отставала в темпах индустриализации, скажем, от мирового лидера тех лет — Британии, старалась не пропускать новомодных веяний и регулярно проводила всероссийские выставки-смотры  начиная с 1829 года. К концу века таких мероприятий  накопилось пятнадцать, и организовывались они в самых крупных городах страны: Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве.

Но ни одна всероссийская выставка не запомнилась и не имела такого значения, как 16-я и, как оказалось, последняя в истории Российской империи. Далее последовали войны, революции, кризисы — государству стало не до проведения масштабных мероприятий

Один из первых образцов нижегородского трамвая, запущенного к открытию выставки 1896 года. Фото из набора открыток «Трамвай. Страницы истории». 

Интересно, что сразу после открытия масштабной выставки Нижний Новгород стал на какое-то время самым современным городом Российской империи в области городского транспорта. Например,  сообщение между берегами и окружными поселками во время проведения мероприятия взяли на себя скоростные пароходные линии, а главное — Нижний Новгород стал вторым после Киева городом Российской империи, получившим электрический трамвай на постоянной основе. Причем, в гораздо более масштабном виде. За организацию трамвайного движения в преддверии выставки взялись сразу три компании, построивших четыре независимых линии, отличавшихся даже шириной колеи между рельсами. Одна линия являлась чисто выставочной, круговой, зато три другие были внедрены как раз на городских улицах, причем по обоим берегам Волги. При этом две линии, обслуживавшие нагорный берег Нижнего, связывались между собой еще одной транспортной новинкой — фуникулерами, перевозившими пассажиров между верхней и нижней частями города. Они остались в городе и после завершения мероприятия.

Были проведены необходимые изменения в транспортной системе страны и для людей желающих попасть в Нижний из других краев и городов. Так как финансирование  выставки осуществлялось из казны лично Николаем II, то помимо возведения сооружений и павильонов на территории самого мероприятия, это также означало компенсацию проезда для народных учителей, учащихся и рабочих, существенные скидки на железнодорожные билеты для более обеспеченных групп населения. 

Павильон Средней Азии использовал в оформлении региональные мотивы. Фото из книги «Всероссийская промышленная и художественная выставка года в Нижнем Новгороде, 1896», и «Шерер, Набгольц и Ко»

Город-сказка, город «Россия в миниатюре» распахнул двери 28 мая и принимал восторженную публику, официальные делегации, съезды представителей различных профессий и ремесел четыре месяца. К моменту завершения мероприятия его посетило около одного миллиона человек.  И им было на что посмотреть. 

Например, под патронажем Саввы Ивановича Мамонтова, являвшегося, помимо прочего, председателем правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, была представлена экспозиция, посвященная освоению Крайнего Севера. Тема, кстати, не потерявшая актуальности и в наши дни. Отдельные павильоны показывали перспективы развития Сибири и Средней Азии, в том числе и в свете экспортного потенциала торговли с Китаем, Японией, Персией

Ротонда Шухова в процессе возведения. Фото https://academcity.org

За постройку и оформление павильонов отвечали лучшие архитекторы России, включая Федора Осиповича Шехтеля, Леонтия Николаевича Бенуа, Владимира Григорьевича Шухова и многих других. По проекту последнего возвели восемь различных сооружений с обильным использованием революционных несущих металлоконструкций. Включая круглую ротонду со стальными мембранами-перекрытиями — это была первая система подобного рода в мире, заслужившая массу восторженных публикаций в зарубежной прессе.

В числе других передовых отечественных достижений демонстрировали первый в мире прибор для регистрации электромагнитных колебаний в атмосфере разработки Александра Степановича Попова (фактически предшественника радио) и первый автомобиль русской постройки.

Но самодвижущийся экипаж, созданный петербургскими фабрикантами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе, большинство публики восприняло лишь как техническую диковинку. От рождения автомобиля как такового в Германии на тот момент прошло всего десять лет, в России владельцев «самоходов» можно было легко пересчитать по пальцам, и никто еще не понимал, какие перспективы вскоре откроются перед этим видом транспорта. Даже Император Николай II, ознакомившись с самодвижущимся экипажем во время высочайшего посещения выставки,  далее спокойно проследовал на более интересную ему дегустацию крымских вин. 

Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе напротив главного павильона нижегородской выставки. Фото М.П. Дмитриева. 

Вот что об этом писал «Нижегородский листок»: "осмотрев кустарный отдел, их Императорские Величества прошли в отдел экипажного дела… После обзора этого отдела был демонстрирован первый русский бензиномотор». Не удивительно, что заядлым автомобилистом Николай II стал лишь спустя десятилетие, когда «моторами» уже обзаведутся его придворные, а автомобильная промышленность в России, в том числе стараниями Петра Фрезе (Яковлев скоропостижно уйдет из жизни всего через два года после окончания выставки), станет вполне осязаемой отраслью.

Зато куда более серьезно проведение выставки скажется на развитии самого Нижнего Новгорода: в городе появятся новые здания драматического театра, окружного суда, биржи, масса гостиниц для посетителей. 

Конечно, как и в случае с автомобилем Яковлева и Фрезе, не все новинки сразу принимались публикой благосклонно. Вот что писал тогда еще репортер «Нижегородского листка» Максим Горький после посещения сеансов синематографа братев Люмьер на нижегородской выставке: «Вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. Но это тоже поезд теней». 

Но прогресс было не остановить, и явно не случайно уже при советской власти Нижний Новгород, переименованный (ирония судьбы)  в город Горький, станут называть «Русским Детройтом на берегах Волги». Ведь  промышленный потенциал города, сыгравший немалую роль при выборе места для возведения будущего нижегородского автогиганта, во многом был заложен именно тогда — в дни проведения всероссийской выставки 1896 года. А масштаб и некоторые решения по планировке и строительству гигантского выставочного комплекса во многом станут ориентиром и для советских архитекторов — создателей столичной ВСХВ-ВДНХ.

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы