13 октября 2021

Транспортная жемчужина Швейцарии

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 

Точную дату основания швейцарского города Люцерна не может достоверно назвать ни один историк. Но все сходятся во мнении, что это произошло очень давно – где-то между 1180 и 1200 годами. Зато очень хорошо известно, когда открыл свои двери Швейцарский транспортный музей, расположенный в этих местах – в 1959 году. Сегодня мы вас познакомим с этой транспортной сокровищницей страны банков, шоколада и уникальных железных дорог.

Фото Романа Вуколова

В Швейцарском музее, кажется, есть все, что только может быть связано с транспортом и ближайшими к нему видами техники. От самолетов и кораблей до трамваев и кабинок подвесных дорог. Несмотря на довольно долгую историю музей постоянно совершенствует свой опыт взаимодействия с посетителями, не собираясь отставать от современности. Интерактивность, симуляторы, новые игровые зоны появляются постоянно. Здесь, несмотря на исходящую от бережно сохраненных образцов ауры старины, нет ощущения навсегда остановившегося времени. Напротив, современные методы познания истории позволяют пронестись через года без тени скуки. Недаром, именно транспортный музей Люцерны является самым посещаемым среди всех музеев Швейцарии вообще. Посмотрим, чем он привлекает публику. 

Несмотря на компактные размеры при виде сверху Швейцарский музей транспорта считается крупнейшим музеем транспортной тематики в Европе. Фото mediaim.expedia.com

Швейцарцы – истинные фанаты железнодорожного транспорта. В год один житель этой небольшой страны проезжает по рельсам более 2000 км. Что неудивительно при наличии самой плотной железнодорожной сети в мире и легендарной швейцарской точности соблюдения графика. 

При такой любви к поездам понятно, почему железнодорожная техника занимает главное место в павильонах транспортного музея в Люцерне. Без железных дорог Швейцарии давно уже немыслима. 

 Тем более странно, что изначально жители небольшой горной страны яростно сопротивлялись набирающей в Англии и на европейском континенте моде передвижения по чугунным рельсам с помощью пара. Первые попытки предложить швейцарским кантонам новый вид транспорта относятся еще к 1820-м годам. То есть фактически сразу же после постройки первой линии англичанином Стефенсоном в 1825 году. Безуспешно.

Вскоре железные дороги провели во Франции, Бельгии, Австрии, Германии, а консервативные швейцарцы оставались в стороне, предпочитая гужевой или речной транспорт. Считая, что если одобрить новомодное изобретение, то оно сразу разрушит привычный уклад жизни: привезет толпы чужаков, которые сразу начнут торговать своим товаром, конкурируя с предложениями местных крестьян и ремесленников. 

Только в 1844 году было позволено продлить ветку французской железной дороги до швейцарского Базеля. А полностью своя линия появилась в Швейцарии спустя три года. Но лишь в  1852 году был выпущен Федеральный акт, позволяющий частным компаниям прокладывать в стране железные дороги, и вот с этого момента бывших антагонистов рельс и пара буквально прорвало. К 1860 году Швейцария покрылась самой плотной сетью железных дорог в мире. 

Сложный горный рельеф страны заставлял инженеров создавать весьма нестандартные средства передвижения. Фото verkehrshaus.ch

В музее Люцерна можно полюбоваться на самую разнообразную железнодорожную технику. Начиная с самых ранних локомотивов и вагонов середины XIX века. Отдельное место занимает подвижной состав экспресса через перевал Готтард – фактически это был первый высокогорный поезд в мире. 

Кстати, музей неспроста расположен в Люцерне – это знаковое место для швейцарских транспортников. Именно отсюда берет начало та самая легендарная 200-километровая линия через перевал Готтард, идущая далее через альпийские долины и взгорья к границе Италии. Еще удивительнее, что эту сложнейшую железнодорожную трассу решили построить силами двух частных железнодорожных компаний и 16 кантонов еще в 1863 году. Работы начались десятилетием позже и заняли еще 10 лет. Это была невероятная техническая авантюра, вызов природе и гению человека, потребовавшая массу привлеченных ресурсов и реализованная в итоге в 1882 году. После завершения грандиозного проекта жители страны окончательно и бесповоротно полюбили железные дороги, осознав, что именно благодаря им они приобрели уважение и почет во всем мире.

Фото Романа Вуколова

Одной из самых сложных задач при строительстве высокогорной трассы являлось сооружение тоннеля, прорезавшего перевал Готтард насквозь на высоте более километра над уровнем моря. Его прохождение шло долго, с большим трудом и многочисленными человеческими жертвами, но в результате это сооружение прослужило более 130 лет. Его вывели из эксплуатации только пять лет назад, в 2016 году, заменив новым и гораздо более протяженным 57-километровым туннелем, проложенным в основание горной гряды. 

Фото Романа Вуколова

Неудивительно, что проходческий щит установлен перед главным фасадом музея. Этот большой и сложный агрегат, вгрызающийся в породу как невероятных размеров стальной червь – основное оружие при строительстве тоннелей.

В музее немало и других, порой весьма экзотических средств и приспособлений, благодаря которым швейцарцы решали транспортные проблемы в своей стране горных вершин и  узких долин. Например, можно увидеть образцы горных поездов, взбиравшихся по крутым склонам с помощью зубчатых колес, цеплявшихся за зазубренные рейки проложенные между рельсами. Или полюбоваться на гигантский роторный снегоочиститель, размером с вагон, прогрызавший путь сквозь толщу снега.

 Швейцария также в числе первых в мире электрифицировала железные дороги. Причиной стал не только горный профиль многочисленных участков пути, при котором электрическая тяга имеет неоспоримые преимущества. Здесь еще помогли соседи нейтральной страны. Толчком для внедрения электричества стал дефицит во время Первой мировой войны угля для питания паровозов. Обычно его покупали во Франции или Германии. Стремясь не допустить повторения ситуации, на рельсы Швейцарии сразу после окончания боевых действий выкатились похожие на длинноносых крокодилов электровозы, которые вскоре стали визитной карточкой страны.

Машины, мотоциклы и конные повозки хранятся в автомобильном отделе на специальном стеллаже. Любой посетитель может с помощью специального устройства снять приглянувшийся объект с «полки» и поставить его на вращающийся подиум внизу. Фото way2day.com

Автомобильный раздел музея заметно меньше железнодорожного. И понятно, почему. Швейцария соблюдала не только политический нейтралитет. Она, в отличии от соседних стран, довольно быстро забросила попытки создать собственную автомобильную промышленность. За исключением небольших заводов, строивших грузовики и автобусы для специфических условий эксплуатации на горных дорогах, швейцарцы предпочитали покупать автомобили у французов, немцев, американцев. Иногда оснащая их эксклюзивными кузовами ручной работы местных ателье. Не забываем, Швейцария еще и центр мировой банковской системы – и прослойка богатых людей, имевших возможность заказать автомобиль, не такой, как у других, в Швейцарии всегда была широка.

Поэтому в автомобильном отделе можно полюбоваться на коллекцию самых интересных автомобилей со всего мира. Причем, большинство из них хранится, как и полагается дорогим игрушкам, на громадном стеллаже,  напоминающим демонстрационную полку для масштабных моделей. И с помощью специальной системы любую машину, словно игрушку, можно снять с «полки» и поместить на вращающийся стенд, чтобы рассмотреть со всех сторон.

В музее есть, само собой, и залы, посвященные водному транспорту, авиации. Тоже весьма важным средствам транспорта для Швейцарии. Эти экспозиции также максимально интерактивные, наполненные как натурными образцами, так и различными наглядными пособиями. Вроде разрезных моделей, позволяющих изучить внутреннее устройство различных образцов техники. В зале авиатехники можно проследить всю эволюцию борьбы человека за право летать – начиная от ажурных конструкций, сделанных по эскизам Леонардо да Винчи, и до моделей  современных авиалайнеров. А во дворе музея стоит единственный авиалайнер в натуральную величину. Зато какой – Convair CV-990 Coronado. Самый быстрый пассажирский самолет досверхзвуковой  эпохи. 

Под потолком зала посвященного авиации подвешено несколько десятков разнообразных летательных аппаратов. Фото tonkosti.ru

А в самом зале право быть представленными в натуральную величину удостоились лишь не слишком большие образцы летательных аппаратов. Зато они, словно в комнате мальчишки увлеченного авиацией, подвешены на разных уровнях под потолком, создавая впечатление бесконечной игры в большие игрушки.

В этой находке и заключается главная идея транспортного музея в Люцерне – чтобы и большие, и маленькие посетители не чувствовали скуки. А ощущали себя от входа и до выхода из музея любимыми детьми, вовлеченными изобретательными взрослыми в увлекательную игру по изучению истории транспорта родной страны. 

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы