20 октября 2021

Следующая остановка – Космос

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Дорога к звездам начинается в любом случае на Земле. С ее вполне земным транспортом. Сегодня мы расскажем вам об истории автобусов, доставлявших советских и российских космонавтов к стартовым комплексам космодрома Байконур.

Фото РИА Новости

Советская космическая программа по запуску человека на орбиту стартовала в 1959 году. И именно в том году с конвейера Львовского автобусного завода сошел автобус ЛАЗ-695Б. Пока он был самым обычным, но вскоре его переоборудовали для задачи, которая еще не доставалась ни одному транспортному средству на Земле. Он должен был везти первого космонавта планеты и его дублера по бетонным плитам 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР (Байконуром это место назовут позже, по имени деревушки, расположенной гораздо севернее, на отрогах хребта Алатау — для дезориентации иностранной разведки) к стартовому комплексу, где их ждал первый в мире обитаемый космический аппарат «Восток-1».

Выбор на роль космодромного челнока именно львовской модели объяснялся просто — на тот момент это был наиболее просторный и вместительный автобус выпускаемый в СССР.

Частично автобус переоборудовали еще на родном заводе, в экспериментальном цехе. Космонавтам полагалось сидеть в скафандрах по правой части салона, друг напротив друга. Слева, прямо напротив главных мест, поставили ряд кресел для сопровождающих лиц. Чтобы люди в обильно остекленном салоне не прожарились на жаре, над креслами предусмотрели вентиляторы. Но этого оснащения было недостаточно для специальной миссии, поэтому дополнение машины спецоборудованием продолжилось в Москве. В задней части салона появилось радиооборудование. Для того, чтобы космонавты чувствовали себя более-менее комфортно в ожидании выхода на посадку, система вентиляции их скафандров получила подключение к внешней электросети автобуса. В кормовой части салона даже предусмотрели компактный туалет. И этот факт, кстати, опровергает легенду, что именно Гагарин, ожидая посадки в ракету, справил малую нужду на заднее колесо автобуса и заложил тем самым эту своеобразную традицию на удачу.

Но в целом первый космоавтобус был совершенно простеньким — никакой дополнительной пылезащиты салона, шумо и теплоизоляции, даже место водителя не отделялась от отсека космонавтов. По сути, если вынуть небольшой набор спецоснащения, то этот ЛАЗ можно было спокойно отправлять на городской маршрут.

Звездный час автобуса наступил 12 апреля 1961 года, в 6 часов 50 минут, когда он прибыл на стартовую площадку вместе с Юрием Гагариным и его дублером Германом Титовым. В тот знаменательный день подробная киносъемка навсегда вписала скромный львовский автобус в историю мировой космонавтики.

Гагаринский автобус сохранился до наших дней и теперь мы можем оценить его локаничный интерьер. Фото kp.saratov. ru

А дальше наступили трудовые будни и все последующие советские космонавты прибывали на старт на опробованном Гагариным автобусе. Советская космическая отрасль набирала ход и новый космический корабль «Союз» был запроектирован на трех человек. Гагаринский автобус уже не мог вместить полный состав основного экипажа, команду дублеров и массу других лиц.

Поэтому в 1968 году на Байконур прибыл еще один ЛАЗ — модернизированной модели 695Е. Эта версия космического автобуса оказалась еще проще предыдущей и данной простоте имелось объяснение. Согласно новой концепции космонавты теперь отправлялись в космос без герметичных скафандров (на самом деле обитаемый отсек «Союза» просто не вмещал трех человек в полной экипировке) и им не требовались особые просторные кресла для транспортации к стартовому комплексу. Заодно отпадала необходимость вентиляции скафандров на борту автобуса. По сути, кроме более комфортных кресел, взятых у туристской версии ЛАЗа, этот автобус вообще не отличался от серийного образца. Само собой, наличие туалета на борту тоже отменили и, скорее всего, упомянутая выше традиция пошла именно с этой машины.

Но подобный минимализм все-таки признали излишним и вскоре провели работу над ошибками. В самом начале 1971 года на Байконур спецрейсом транспортного самолета из Львова доставили два новых космических автобуса, сделанных на базе модернизированной машины серии ЛАЗ-695 М. Два экземпляра заказали специально — для раздельной перевозки основного и дублирующего экипажей, чтобы не допускать заражения возможной инфекцией сразу всего летного состава. Из этих же соображений полностью отделили перегородкой водительский отсек и космонавты попадали в салон только через заднюю дверь. Туалеты в автобусы, правда, не вернули, но салон все же стал гораздо комфортнее, чем у предшественника. Планировка подразумевала отдельные специальные места для космонавтов и сопровождающих лиц, на потолке размещались светильники для обеспечения киносъемки. Но внешне эти автобусы, за исключением фары-прожектора на переднем скате крыши, смонтированной взамен маршрутного указателя, тоже почти ничем не отличались от серийных машин. Образцы, которых, кстати, имеются и в коллекции нашего музея.

Встреча с космосом, казалось, постепенно превратилась в обыденность, и за эту беспечность вскоре наступила жестокая расплата. 30 июня 1971 года при возвращении на Землю обитаемый модуль корабля «Союз-11» потерял герметичность, экипаж из трех космонавтов погиб. Если бы люди были в скафандрах, они наверняка бы выжили, но для трех человек в полном облачении, как мы уже отмечали, в тесной кабине «Союза» просто не было места.

Первый полностью специализированный «космический» автобус ЛАЗ-699П приступил к службе в 1974 году. Фото slivkisineta.ru

Настал более чем двухгодичный перерыв в полетах, когда «Союз» переделывали под двухместную компоновку с использованием герметичного обмундирования для космонавтов. Одновременно во Львов отправили заказ на изготовление совершенно новых автобусов для работы на космодроме. Причем, сразу на две пары: одна для перевозки основного и запасного экипажей, вторая — для работы мобильного штаба при подготовке ракеты к старту.

Вдобавок, вырисовывалась перспектива совместного с американцами проекта «Союз-Аполлон», при котором советский и американский корабли должны были произвести стыковку на орбите — политика международной разрядки находилась в самом разгаре.

Масштабный проект подразумевал широкое освещение в прессе, ожидались визиты специалистов NASA на Байконур — поэтому автобусы требовалось создать на совершенно новом уровне оснащения, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами. Разработку и постройку техники поручили недавно образованному по соседству с Львовским автобусным заводом Головному союзному конструкторскому бюро (ГСКБ) по автобусам — оно отвечало за разработку перспективных моделей для всей отрасли, и кстати, уже построило для Байконура два предыдущих ЛАЗа.

Новые «космические» автобусы не брали за основу уже выпускаемую серийную продукцию — базой для них выбрали перспективный туристический ЛАЗ-699Н. Но и эту модель переделали сверху донизу. Так как с середины десятилетия планировались долговременные экспедиции на орбитальную станцию «Салют», то особые требования выдвигались к соблюдению абсолютной чистоты и минимизации заражения экипажа при подготовке к полету. Ведь если космонавт подхватит случайный вирус, то поставит под угрозу всю программу полета.

Поэтому салон автобусов, предназначенных для перевозки космонавтов, сделали не только полностью герметичным, с двойным остеклением и встроенной системой кондиционирования воздуха, но и разделили по назначению. В основной части, расположенной сразу за отсеком водителя и руководителя запуска, могли находиться только космонавты и контролирующие их состояние врачи.

Прочие лица занимали кормовой салон, оборудованный холодильником, туалетом, внутренней и внешней радиосвязью. В обе части можно было попасть только пройдя очистку мощным пылесосом в специальном тамбуре посередине автобуса — именно в него вела входная дверь.

В конструкции автобуса даже предусмотрели двойную крышу — чтобы облегчить работу кондиционера в сорокоградусную жару, что являлось вполне рядовым явлением в пустынных казахских степях.

Автобусы для управления подготовкой к полету имели схожую компоновку, только входная наружная дверь находилась на традиционном месте, в заднем свесе кузова. Эти машины также имели два рабочих отсека, с герметичным тамбуром между ними, полный набор средств коммуникации, а также запас сменной одежды и скафандров.

Экипаж космического корабля «Союз ТМФ-15М» на фоне автобуса ЛАЗ-5255П. 23 ноября 2014 года. Фото rules-t.info

Успешно представив Советский Союз во время совместного полета, новые львовские автобусы продолжили свой рутинный труд на благо отечественной космонавтики. Работали они на Байконуре долго, вплоть до начала 2000-х годов, даже когда им уже была подготовлена замена.

Новые автобусы для доставки космонавтов начали проектировать с начала 1980-х годов. Функционально следующее поколение автобусов для космодрома мало отличалось от предшественников, хотя компоновка салона и изменилась. Например, отменили отсек для сопровождающих лиц, им полагалось отныне следовать отдельно. Зато внешне это были совершенно иные машины.

Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (ВКЭИ, так стали называть бывший ГСКБ с 1975 года) тогда разрабатывал абсолютно новую туристскую модель ЛАЗ-5255 «Карпаты». Современный внешний вид, мощный камазовский дизель, независимая подвеска передних колес, автоматические сдвижные двери, система кондиционирования с подводом воздуха к каждому месту — тот автобус на момент разработки находился на уровне мировых образцов и именно он послужил основой для следующего «космического» шаттла.

Опытный образец 5255П в версии для Байконура первый раз показали на юбилейной выставке, посвященной 60-летию советского автопрома на ВДНХ 1984 года. Но, к сожалению, львовский завод так и не смог освоить ЛАЗ-5255, а после развала СССР эта весьма сложная модель оказалась и вовсе неподъемной для предприятия отделившейся страны. Тем не менее, время от времени ЛАЗ, а вернее ВКЭИ, строил штучные экземпляры 5255 по отдельным заказам. В начале 1990-х годов дошла очередь и до исполнения байконурских машин.

В чем-то эти автобусы были проще давнего выставочного образца, в чем-то совершеннее, но одно мы знаем точно — они стали основными транспортными единицами для доставки космонавтов на пусковой комплекс на долгие годы. Эти автобусы впервые, кстати, получившие имена собственные — «Звездный» (для основного экипажа) и «Байконур» (для запасной команды) — прослужили на Байконуре вплоть до середины 2010-х годов.

Современный транспорт для подвозки космонавтов к стартовой площадке — немецкий автобус Setra. Фото Яндекс. Дзен, Канал «Фотоохота на автомобили»

Не считая серийного автобуса ЛАЗ-4207, поставленного позже на Байконур для вспомогательной работы, модель 5255П оказалась последним представителем некогда славной львовской марки на службе космоса. Даже при большом желании новых ЛАЗов сейчас уже не заказать — завод прекратил свое существование несколько лет назад.

Но стареньким ЛАЗам подобрали достойную замену. В настоящее время космонавтов доставляют на старт комфортабельные немецкие лайнеры Setra S415 — одни из самых совершенных автобусов мира. Чтобы не нарушать традиции, они переняли у старых машин имена: «Звездный» и «Байконур». И когда космонавты выходят из гостиницы космодрома и садятся в автобус, чтобы проследовать на экипировку, то их провожают под песню «Трава у дома» группы «Земляне» — это тоже давно сложившийся ритуал проводов героев Космоса.

 

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы