27 октября 2021

Чехословацкий идеал

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 

Самый легендарный мотоцикл времен СССР отмечает в этом году 75-летие. В 1946 году состоялась премьера первого послевоенного чехословацкого мотоцикла Jawa. Спустя какое-то время эти мотоциклы придут всерьез и надолго в Советский Союз. О прославленной марке и ее моделях наша очередная статья.

Фото Дмитрия Федорова

Для начала давайте вспомним, откуда вообще взялась «Ява» и почему у этого мотоцикла такое название. Сразу скажем, к экзотическому  острову малайского архипелага в северо-восточной части Тихого океана с аналогично звучащим названием, чехословацкий мотобренд не имеет никакого отношения.

Jawa – это акроним, полученный из фамилии Франтишеки Янечеки, бизнесмена и изобретателя, и наименования немецкой фирмы Wanderer.

Янечек сколотил неплохое состояние во время Первой мировой войны на производстве военного снаряжения, гонка вооружений в 1920-х годах пошла на спад и Франтишек принялся подыскивать подходящий объект для мирного продолжения бизнеса. Одновременно, немецкая компания Wanderer, занимавшаяся выпуском автомобильной и мотоциклетной техники, искала возможность сбыть на сторону часть не слишком прибыльного двухколесного отделения.

Два интереса нашли общий язык – и в результате Янечек в 1929 году приобрел лицензию на выпуск роскошного туристического мотоцикла Wanderer. 

Далее, вплоть до начала Второй Мировой войны, марка «Ява» расширяла и углубляла присутствие как на домашнем, чехословацком рынке, так и поставляя продукцию, правда в совсем небольших масштабах, за рубеж.


Самый первый 500-кубовый мотоцикл недолго повторял немецкий оригинал. Вскоре чехословацкий завод его серьезно модернизировал.  Фото Дмитрия Федорова

Оккупация Чехословакии Германией в 1938-1939 годах привела к прекращению выпуска мотоциклов и «Яву» заставили работать на немецкую военную машину. Но не совсем.

В не такие уж и далекие времена крепкой чехословацко-советской дружбы в журналах любили рассказывать легенду о том, как храбрые инженеры и работники «Явы», якобы втайне от гитлеровцев, разрабатывали и испытывали мотоцикл для будущей свободной Чехословакии. 

На самом деле, это как раз немцы из автомобильной и мотоциклетной фирмы DKW превратили часть чехословацкого завода в свой испытательно-инженерный полигон. Основное производство DKW  в Тюрингии была под завязку загружено военными заказами,  поэтому площади «Явы» представлялись идеальным местом для обкатки и доводки перспективных моделей. Сотрудничество между DKW и «Явой» на самом деле началось еще до войны.  Чехословацкая сторона пользовались уникальными немецкими лицензиями для двухтактных двигателей, поэтому инженерам завода в протекторате Богемии и Моравии, как тогда называлась территория захваченной Чехословакии, не надо было объяснять что к чему.

Но дальнейшие события пошли немного по иному плану, так что наработки немецкой компании в итоге легли в основу возрожденной в 1946 году «Явы». Именно в том году чехословацкая компания представила свой первый послевоенный мотоцикл на Парижском автосалоне. И что это был за мотоцикл – песня!


Именно с этой модели 1946 года началось послевоенное возрождение марки «Ява».

С мягкой подвеской заднего колеса, по тем временам большой редкостью, телескопической передней вилкой, автоматом опережения зажигания, четырехступенчатой коробкой передач – подобный набор передового оснащения тогда считался уникальным даже для гораздо более дорогих мотоциклов. На «Яве» же он сочетался со всего лишь 250-кубовым двигателем и относительно небольшой ценой. Мотоцикл предсказуемо стал хитом.

Два года спустя в производство запустили и более мощную 350-кубовую версию. Уже тогда небольшие партии «Яв» начали ввозить в Советский Союз. Но они еще не были особо заметны в общей массе отечественных, а также старых трофейных и ленд-лизовских моделей. 

Только в 1957 году начались регулярные продажи чехословацких мотоциклов в СССР. И появление этой техники произвело настоящую революцию в мотоциклетном мире советской страны.

Наших мотолюбителей поразили как качество сборки, так и процесс приобретения мотоцикла. В крупных городах устроили отдельные мотосалоны, торгующие исключительно чехословацкой техникой. Запчасти к мотоциклам подавались в аккуратных коробочках, а не  промасленной бумаге – это было как часть иного, неизвестного мира. Неудивительно, что водителей «Яв» вскоре стали считать настоящими пижонами. А они были не против – в СССР как-то незаметно возникла отдельная субкультура владельцев чехословацкой техники, которые каждый год со всей страны съезжались на свой отдельный слет «Друзей «Явы». Подобного единения гордых владельцев не было ни у одной другой марки в СССР.


Некоторое время в СССР предлагались и мопеды «Ява». Правда, продолжалось это недолго. Фото Дмитрия Федорова

Легкие, мощные, надежные, красивые «Явы», в фирменных красных или вишневых цветах, превратились в настоящий символ престижа. Владение мотоциклом в СССР в то время не считалось чем-то выдающимся. Неказистые мотоциклы советских марок покупали в основном в сельской местности. Они требовали постоянного приложения умелых рук, не блистали броской внешностью и служили, как правило, рабочими лошадками для коротких поездок.

Но не «Явы». Именно появление чехословацких мотоциклов, которые без проблем наматывали тысячи километров, привело к невиданному ранее феномену советского мототуризма. Оборудованные дефицитными, а подчас и сделанными самостоятельно, ветровыми щитками, увешанные багажниками, красные мотоциклы каждое лето выезжали на трассы страны, чтобы довезти их обладателей к морю и прочим заветным местам. Водители советских мотоциклов на подобные авантюры обычно не решались. Но «Явы», казалось, сами просились в дальнюю дорогу.

В Советский Союз поставлялись модели серьезно модернизированного в 1953 году поколения. Главным отличием стал качающийся маятник задней подвески взамен свечной подвески, наследия DKW. На тот момент и вплоть до начала 1960-х годов «Явы»  находились на вполне мировом уровне. Помимо СССР они продавались еще в 120 странах мира, включая даже США.

«Ява-Калифорниан», как видно из названия, предназначалась для американского рынка. Но на рубеже 1960-1970-х годов она уже проигрывала японским конкурентам. Фото Дмитрия Федорова

Но ближе к середине десятилетия чехословацкая техника стала сдавать. Проблема заключалась не в возможностях или талантах чехословацких конструкторов. Они, если бы им дали возможность, продолжали бы создавать одни из лучших мотоциклов мира. Сказалась основная ориентация на рынок Советского Союза, где «Явы» всегда имели отменный спрос. А торговые организации СССР просили делать мотоциклы попроще. Ведь зачем усложнять и удорожать технику, когда она в любом случае будет продана «с колес». 

И когда в 1973 году появилась модель 634 нового поколения, стало окончательно ясно – «Ява» отныне является мотоциклом исключительно для Советского Союза. Это было видно даже по конструкции рамы. Она из легкой однотрубной схемы превратилась в мощную и прочную дуплексную систему, рассчитанную на езду с тяжелой боковой коляской. Хотя  в городах, где до этого проживало большинство «Яв», мотоцикл с коляской уже считался анахронизмом, слабой и неудобной заменой личному автомобилю.  

Далее развитие чехословацкой техники вылилось в тихую эволюцию  – менялась внешность, отдельные детали, но в целом мотоцикл оставался неизменным вплоть до начала 1990-х годов. За отсутствием лучшего, «Явы» продолжали отменно продаваться в СССР на протяжении и 1970-х, и 1980-х годов, и даже стали «оружием» неформальных мотоциклетных банд, так называемых «рокеров» времен перестройки. Но как только распался социалистический блок, в России появились современные западные модели, а за чешские мотоциклы приходилось отныне платить твердой валютой, то прежний идеал рассыпался сам собой. Оказалось, что за прошедшие несколько десятилетий мировой мотопром ушел далеко вперед и нет никакого смысла отдавать за устаревшую «Яву» совсем не маленькие теперь деньги.


Пытаясь вновь войти на европейский рынок «Ява» на рубеже 1980-х, 1990-х годов, принялась встраивать современные западные моторы в устаревшую ходовую часть. Фото Дмитрия Федорова

Но марка «Ява» все же сохранилась до наших дней. Правда, о прежних масштабах, когда только в СССР каждый год отправлялось по 70-80 тысяч мотоциклов, она уже не мечтает. Теперь это небольшой производитель мотоциклов, в основном для любителей ностальгии по-прежним, хорошим временам. И даже не верится, что за его плечами на нынешний момент около трех миллионов выпущенных мотоциклов. Из которых более половины продано в СССР.

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы