3 ноября 2021

Бензин ваш – идеи наши

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 

Привычка пополнять автомобиль запасом бензина в специальных местах образовалась не сразу. Первые шоферы заправляли машины где угодно, но только не на красивых бензоколонках. О добывании бензина для автомобилей в начале прошлого века наш очередной рассказ.


Фото из технической литературы 1930-х годов.

Бензин, как одна из легких фракций при перегонке нефти для получения керосина, был известен задолго до изобретения самого автомобиля Бенцем и Даймлером в 1886 году. Бензин отличался быстрой воспламеняемостью, хорошо горел, но именно из-за этих причин ему долго не могли найти достойного применения, кроме как рекомендовать растворителем или средством для выведения пятен. Именно под таким определением бензин и отпускали покупателям в небольших пузырьках и, как правило, в аптеках, где в конце XIX века и торговали различными химическими препаратами. Удивительно, но вплоть до 1916 года находивший широкое применение в быту и промышленности керосин лидировал по мировым объемам выработки, прежде чем его сместил с этого пьедестала бензин.

Именно с керосином связано изобретение и первой ручной помпы или насоса для перекачки нефтепродуктов в различные емкости. Этот дальний прообраз современной топливораздаточной колонки был разработан в 1885 году американцем Боузером. Впоследствии, еще долго помпы для перекачки горючего называли по фамилии их изобретателя.

До поры до времени автомобили при помощи ручных насосов заправляли в гаражах из стальных бочек и бидонов, в которых бензин привозили со склада нефтепродуктов. Так происходило во всем мире,  и в дореволюционной России в том числе. Емкости с горючим обычно хранились вместе с автомобилями и это соседство часто вызывало очень большие проблемы. Горели гаражи настолько часто, что  московская городская управа в 1912 году разработала проект «правил для устройства и содержания гаражей, мастерских при них и помещения для хранения бензина». 

Заправка автомобилей Советского правительства у подножия памятника Александру Второму в Кремле. 1920 год. Фото pastvu.com

Московский свод правил был одним из самых жестких в мире, но он реально показывал, насколько беспечным в то время было обращение с горючими веществами. Например, правилами напрямую запрещалось применение печного отопления в гаражах, а также хранение бензина и масел где-либо, кроме изолированных помещений с капитальными стенами и обустроенной вентиляцией.

Тем временем развитие автомобилизма в мире приняло необратимый характер – и вместе с появлением все большего количества машин на дорогах стала развиваться и обустраиваться инфраструктура для их обслуживания. Одной из главных нужд автомобилистов являлось своевременное пополнение запаса топлива в баке – и в 1905 году в американском Сент-Луисе появилась первая специализированная бензоколонка – по сути бак с бензином и ручной насос при дороге. Дальше число росло в геометрической прогрессии – к 1927 году в США насчитывалось 317 тысяч мест, где можно было заправить автомобиль. При том, что во всем остальном мире автозаправочных станций (АЗС) было заметно меньше – примерно 180 тысяч.

Были попытки организовать нечто подобное и в Российской Империи. По крайней мере, между «Императорским автомобильным обществом» и товариществом «Братья Нобель» в 1911 году было подписано соответствующее соглашение. Считается, что три года спустя на территории России существовало уже около 440 колонок для заправки автомобилей. Но так как их наличие в общедоступных местах до сих пор не установлено, то скорее всего они были лишь при крупных гаражах или складах нефтепродуктов.


Заметка из периодической прессы о появлении первой бензоколонки в Москве 1926 года.

Последующая революция и гражданская война разрушили и без того не слишком богатую автомобильную инфраструктуру России до основания. В первые годы существования советской власти для хранения и раздачи бензина приспосабливали любые подходящие помещения, где горючее отпускали ведрами. Не брезговали даже историческими памятниками. Например, бензохранилище для нужд гаража советского правительства было обустроено даже в Кремле, в основании памятника Александру II на Боровицком холме.

Проблемы с добыванием и хранением бензина прекрасно описаны в романе «Золотой теленок», хотя он и относится к более позднему периоду. «Бензин ваш – идеи наши» – как говорил Командор.

Но дальнейшая политика НЭПа и общее оздоровление экономики заставили страну и ее столицу выбираться из пещерного военного коммунизма к цивилизованным методам заправки автомобилей. 

Первая обособленная бензоколонка для машин в Москве появилась в 1926 году на Арбатской площади. Она принадлежала государственному объединению «Нефтесиндикат» и была оборудована одной раздаточной системой французской фирмы «Сатан». Через пять лет на улицах столицы было уже пятнадцать автозаправок, каждая из которых отгружала по 10 тысяч литров бензина в сутки. 

Лиля Брик заправляет своей Renault на Угольной площади. 1929 год. Фото Александра Родченко.

Наиболее известными из них стали две. Одна, расположенная напротив гостиницы «Метрополь» и функционировавшая, с реконструкцией, конечно, до 1970-х годов, постоянно попадала в объективы фотокамер зарубежных гостей столицы, которые здесь, в «Метрополе», и проживали. Вторая, на Угольной площади (ныне это пространство на Садовом кольце между Каретным рядом и Малой Дмитровкой), получила свою долю славы в 1929 году, когда на ней заливала бензин в привезенный из Франции Маяковским Renault NN Лиля Брик. Эта заправка была предтечей задуманного Лилей автопутешествия  в Ленинград, которое взялся фотодокументировать Александр Родченко. Правда, поездка оборвалась из-за прокола колеса за Тверью – и после ремонта Лиля предпочла в Москву.

Большая проблема в развитии первых московских, да и вообще советских бензозаправочных станций того времени, заключалась в том, что они полностью базировались на зарубежном оборудовании: французском, немецком, американском, кстати, фирмы «Боузер» – того самого пионера в деле раздачи топлива.

Только в 1931 году выпуск отечественных колонок для отсчета и раздачи бензина с большим трудом наладил Боровичский механический завод. Его механизмы были несовершенны, обладали худшей производительностью в отличие от зарубежных аналогов, да и делал он их поначалу всего лишь по триста штук в год, но это было уже хоть что-то. Позже к поставкам оборудования для АЗС также подключились Ленинградские заводы «Промет» и «Красный путиловец» (позже – Кировский), Песочинское предприятие.

Другая проблема заключалась в отсутствии эстетики, удобства, эффективности работы подобных колонок. Как правило,  инфраструктура состояла только из одного насоса, подававшего бензин и подземного резервуара, над которым возвышалась будка для оператора, подчас сколоченная из досок. 

Лишь в начале 1930-х годов начали разрабатывать проекты типовых бензораздаточных станций. В идеале они должны были включать  комнаты ожидания для водителей и пассажиров или даже кафе, но в итоге удобства обычно сводились лишь к наличию нескольких раздаточных колонок под общим навесом, что позволяло хоть как-то разрядить очереди на заправку и уберечь персонал и водителей от осадков.


Старейшая АЗС Москвы на улице Волхонке почти 90 лет заправляет исключительно правительственные автомобили.Фото fishki.net

Конечно, большинство автозаправочных станций той ранней эпохи советской моторизации давно стали частью истории. Город разрастался, менялся и наличие все-таки довольно опасных в пожарном отношении бензоколонок практически в центре столицы уже не допускалось. Но один символ той эпохи все же дожил до наших времен и по-прежнему используется по прямому назначению – мы говорим об особой АЗС, которая расположена на улице Волхонке, прямо напротив Храма Христа Спасителя. 

История этого сооружения сама по себе примечательная. Оформленная в стиле  «ар-деко», бензоколонка задумывалась как часть комплекса так и не построенного Дворца Советов. Еще с 1930-х годов на ней заправлялись исключительно машины Кремлевского гаража. Что в итоге и спасло эту часть московского наследия от сноса. Ведь она предоставляет возможность пополнить запасы бензина для правительственных машин буквально в паре минут езды от Кремля. И альтернативы ей нет и не будет. 

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы