Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Без трамвайного маршрута «А» представить транспортную инфраструктуру Москвы невозможно. Он сам по себе легенда и, кажется, существовал всегда. В принципе, последнее утверждение не так уж и далеко от истины – в этом году «Аннушке» исполняется 110 лет. О ее истории наш сегодняшний рассказ.
Фото Дмитрия Федорова
На самом деле не известно достоверно, в какой день 110 лет назад побежали первые электрические трамвайчики по маршруту с буквой «А». В одних источниках приводится 29 октября 1911 года, в других 27 декабря. В любом случае мы знаем, что маршрут «А» вошел в четвертую и окончательную очередь развития дореволюционного московского трамвая, которая во многом сформировала сеть и на последующие годы.
Кстати, почему маршрут обозначали именно буквой «А»? Объяснение простое – именно так (кольцо «А») именовали на старых картах Бульварное кольцо. Соответственно, буквой «Б» обозначали второе кольцо, опоясывающее Москву – Садовое. Там тоже запустили свою легенду – трамвай «Б», «Букашку», позже превратившуюся в троллейбусную линию, а сейчас это обозначение несет автобусный маршрут, замыкающий Садовое кольцо. Но под литерой «А» всегда ходил исключительно трамвай.
К 1911 году сеть московских городских железных дорог состояла из двух частей с разными владельцами. Большинство линий современного электрического трамвая, запущенного в 1899 году, принадлежало Городскому общественному управлению, то есть Городской управе. Но оставалась также довольно заметная доля рельсовых путей под покровительством частного Бельгийского общества конно-железных дорог. Оно, напротив, эксплуатировало лишь одну электрофицированную линию по Долгоруковской улице, а по остальным, как в стародавние времена, ее вагоны тянули лошади. Коночное движение, конечно, уже не соответствовало реалиям времени. Почти 40% выручки Бельгийскому обществу приносила одна-единственная линия трамвая, а на долю десяти маршрутов конок приходилось остальное. Несмотря на то, что они перевозили пассажиров, в том числе, и по весьма напряженным маршрутам Бульварного и Садового колец.
В 1917 году кризис захлестнул и городской транспорт. Невиданная ранее картина, чтобы народ ехал свесившись с задней площадки. Фото onopenko.livejournal.соm
Наконец, после долгих переговоров, Городская управа 4 апреля 1911 года объявила о выкупе линий, принадлежавших бельгийской компании и немедленном начале переустройства этой системы на электрическую тягу.
Помимо установки опор для проводов и закупки новых вагонов, заодно стали прокладывать рельсы по новым направлениям, чтобы окончательно сформировать требуемую сеть. Непременным условием для создания кольцевого маршрута по Бульварному кольцу была укладка путей от Храма Христа Спасителя до Устьинского моста вдоль Кремлевской набережной. Когда она была завершена, родилась легендарная «Аннушка» – трамвайный маршрут «А».
Эта линия, следующая по тенистым бульварам, считалась весьма престижной. Маршрут «А» кондукторы и вожатые звали «серебряным». По нему ездили чиновники, интеллигенция, предприниматели. Они обычно расплачивались серебряными монетами (от 10 копеек и выше), поэтому и маршрут получил обиходное наименование «серебряный». В отличие, скажем, от «Б», который делая круг по Садовому кольцу соединял между собой железнодорожные вокзалы, и его публика была совершенно иной — молочницы, ремесленники, мелкие торговцы, рабочие, многочисленные приезжие, которые обычно расплачивались мелкими медными монетами. К концу рабочей смены руки кондуктора на «Букашке» становились зелёными от меди, в отличие от чистеньких ладоней у персонала, обслуживающего «Аннушку».
Благообразный народ на Бульварном кольце вполне умещался в один вагон и поэтому следующие по данному маршруту трамваи вполне обходились без прицепа.
«За открытыми окнами вагона линии «А» шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве – мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку…» – так описывал свой ежедневный ритуал Константин Паустовский, который до революции как раз работал кондуктором в Миусском трамвайном парке.
По этому неизменному маршруту «Аннушка» ходила ровно 20 лет, пока в 1931 году, из-за сноса храма Христа Спасителя и планировавшейся на его месте стройки грандиозного Дворца Советов, его не завернули на Волхонку.
В 1935 году трамваи еще ходили по Страстной (Пушкинской) площади. Отсюда их уберут после войны. Фото twitter.com
Потом начнется чехарда с размыканием и замыканием кольцевого маршрута, ликвидацией движения по Кремлевской набережной, в результате чего «Аннушку» перебросят на другой берег – к Болотной улице и Балчугу. Но тоже ненадолго – с 1937 года кольцо разомкнется навсегда. С того момента маршрут шел от Зацепы (район Павелецкого вокзала) и вначале заканчивался на Кропоткинской, а затем был продлен по Зубовской и Большой Пироговской до Клинической площади на Девичьем поле.
С развитием метро, увеличением троллейбусных линий, трамвай потихоньку принимаются изгонять из центра столицы. Шумные, вечно забитые народом трамваи считаются транспортом без будущего. Их пока терпят, но все больше оттесняют к окраинам. В 1949 году снимают рельсы от Пушкинского до Гоголевского бульвара. Теперь, кружными путями «Аннушка» движется аж на Трехгорку и далее до Шмитовского проезда. Но и на этом направлении нет покоя. Спустя четыре года убирают пути на Страстном и маршрут перенаправляют по Цветному. Далее рельсы сокращают еще и еще. С 1967 года конечная у «А» – Трубная площадь, а с 1971-го движение стало заканчиваться там, где и сейчас – у метро «Чистые пруды» (тогда «Кировская»).
В этом состоянии маршрут «А» замораживается на два десятилетия. Он уже культовый, по нему запускают экскурсионные трамваи-кафе. Но в 1991 году по требованию прихожан пришлось ликвидировать кольцо на Зацепской площади, издавно проложенное вокруг церкви Фрола и Лавра. Времена были смутные и под шумок легендарную «Аннушку» ликвидировали вообще. Как раз в канун 80-летия.
Впервые вагон-кафе «Аннушка» пошел по Бульварам в 1989 году. Фото Главархив Москвы
Конечно, сейчас трудно представить, как москвичи обходились целых шесть лет без любимого маршрута. Хотя в последние десятилетия от красот, которые открывались из его окон в первые годы существования, осталось мало – ведь из десяти московских бульваров трамвай давно уже проезжал лишь три. Тем не менее, перед 850-летием столицы, маршрут «А» все-таки вернули горожанам – с 1997 года от Чистых прудов он стал следовать через Серпуховскую заставу до Калужской площади. А в последние годы «Аннушка» у Павелецкого вокзала поворачивает налево и следует до Новоконной площади.
Теперь, по линии с легендарным обозначением ходят комфортабельные трехсекционные «Витязи» и ничто уже не напоминает про те времена, когда трамвай считался устаревшим, давно отжившим свое видом транспорта. Напротив, даже спустя 110 лет «Аннушка» способна подарить чудесное путешествие по Бульварам, даст полюбоваться на Кремль и высотку на Котельнической, провезет узкими улочками Замоскворечья.
Теперь по легендарному маршруту ходят самые современные вагоны. Фото Дмитрий Федоров
Хотя нет-нет, но вспоминаешь старую песенку на слова Сергея Острового:
Жил да был трамвай на свете,
Он у Кировских ворот
Рано-рано на рассвете
Делал полный разворот.
Он по центру шёл когда-то,
В те далекие года
У Никитских, у Арбата
Мы встречались с ним всегда.
Город, город, пёстрый глобус,
Жизнь трамвая нелегка,
И троллейбус, и автобус
Обгоняют старика
Он теперь от центра дальше,
Невелик остаток дней,
Но скажу, друзья, без фальши -
Он был юностью моей.
Пусть до пенсии полшага,
Как забыть тебя, пойми,
Старый друг мой, работяга,
Подружившийся с людьми.
Песенку эту со мной запевай,
Аннушкой, Аннушкой звали трамвай.
Нам по пути ❤️