Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Московский метрополитен можно изучать бесконечно: любуясь росписью и архитектурой ранних станций, разгадывая тайны старинных мозаик и удивляясь стремительному росту подземных путей, таких как Большая кольцевая линия, обещающая стать самой протяженной в мире. Многие удивятся, что можно даже не подниматься наверх, когда захочется перекусить. Об истории «секретного» общепита метро наша сегодняшняя статья.
Фото gastrobook.ruСидишь в окружении сталинского ампира, затейливых люстр и стен из метлахской плитки, любуешься плакатами довоенной эпохи и заказываешь овощной салат с пекинской капустой или жаркое по-крестьянски с сосисками (типичный набор аутентичных блюд из столовой советских времен), а где-то совсем рядом проезжают поезда: «„Арбатская“, следующая станция „Смоленская“» — доносится голос из репродукторов. На самом деле затейливая отделка, меню и прочее вовсе не относятся к довоенной эпохе, но к этому мы вернемся позднее. А пока перенесемся в те самые 1930-е годы, когда москвичи и гости столицы впервые познакомились с метро.
В первые годы подземка с роскошно оформленными станциями, поездами с никелированными поручнями и мягкими диванами, обитыми натуральной кожей, представляла собой совсем иной транспортный мир, по сравнению с наземным. В метро часто спускались, как на экскурсию, в прекрасный мир коммунистического будущего. А завершить такое чудесное путешествие можно было стаканом сладкой газировки и брикетом мороженого. Ведь в просторных наземных вестибюлях некоторых станций (например «Охотный ряд» или «Аэропорт») располагались буфеты, где подавали бутерброды, конфеты, выпечку и то самое эскимо. Конечно, спускаться с мороженым в стерильный подземный мир было запрещено, но можно было взять что-то вкусненькое на выходе в память о поездке.
Первый период метрообщепита закончился с началом войны, а после нее эту практику возрождать не стали.
Буфет на станции «Охотный Ряд», 1935 год. Фото ТАСС/Леонид ВелигжанинВ следующий раз метробуфеты (теперь на самом деле подземные) появились только в 1968 году. Правда, их возрождение не было связано целью накормить пассажиров, и предназначались они для работников метро, а не для пассажиров. Работа у машинистов всегда была сложная и ответственная, а возможность пообедать между сменами без заезда в депо практически отсутствовала. Приходилось брать собой из дома завернутый в газетную бумагу «тормозок» — как правило, бутерброды на быстрый перекус.
Чтобы решить проблему с питанием работников, руководство метрополитена постановило открыть служебные столовые прямо на станциях, где была возможность выделить подходящее помещение и можно было организовать пересменку машинистов. Таких мест нашлось три: в южной части станции «Арбатская» Арбатско-Филевской линии, на подходе к турникетам южного выхода «Войковской» Горьковско-Замоскворецкой ветки и на станции «Киевская» Арбатско-Покровского направления.
Столовые открывались начиная с 1968 года и просуществовали до наших дней. Были они небольшими, рассчитанными максимум на 15 человек, и предоставляли вполне стандартный ассортимент заводской столовой. Вплоть до 1990-х годов человеку с улицы в эти заведения попасть было непросто. Лишь с ослаблением ведомственного контроля подземные заведения обзавелись табличками «Буфет» и стали принимать всех желающих подкрепиться.
Буфет, стилизованный под первые составы московской подземки, на станции «Сокольники», 2010 год. Фото metro.ruПосле перестройки подземный общепит постепенно перестал являться чем-то необычным. Новые точки открывались в вестибюлях (как на «Чкаловской»), а иные даже в переходах между станциями (как на подземном узле станции «Киевская»).
К 2010 году возможность перекусить в метро или на ближайших подходах к нему превратилась в обычное явление. На станции «Сокольники», на промежуточной площадке при спуске к платформам, появился буфет оформленный под первые вагоны метро, а кафетерий в подуличном переходе «Тургеневской» и «Сретенского бульвара» оказался настолько популярным, что в обеденный перерыв там часто видели работников из расположенных рядом офисных зданий. Ассортимент этих мест представлял собой традиционный фастфуд: выпечка, хот-доги, пирожки и буррито.
К сожалению, в связи с необходимостью усилить безопасность в московском метро все точки питания был закрыты в 2014 г.
Возрождение наступило спустя несколько лет, транспортная безопасность была налажена, и в ожидании гостей Чемпионата Мира по футболу-2018 сеть подземного питания в метро было решено перезапустить.
Заново разработанная концепция «М-кафе» подразумевала сохранение традиций в виде меню, но оформление метрозакусочных создавали с нуля в стиле советской эпохи. Вот так в 2016 году вновь открылись легендарные столовые на «Войковской» (фирменное название «Столовая № 12») и «Арбатской» («Столовая № 11»).
Интерьер столовой на «Арбатской» после реконструкции в 2016 году. Фото: Twitter @ MoscowMetroНа «Арбатской» интерьер выполнен в стиле 1930-х годов, хотя, как мы уже знаем, сама столовая открылась лишь в 1968 году. А на «Войковской» возродили атмосферу 1960-х годов (времени постройки самой станции) с фоновой музыкой и плакатами той романтической эпохи и знаменитыми беляшами в меню.
Годом позже появилось и третье кафе на станции «Выставочная», культурном кластере Московского метро. На этой станции транспорт тесно взаимодействует с искусством — проводятся выставки и даже концерты. А теперь на «Выставочной» можно совершить то, что никогда не было доступно пассажирам под землей — купить и съесть мороженое с названием «Московский метрополитен» от Baskin-Robbins.
Кафе на станции «Выставочная». Фото Мосметро.руНам по пути ❤️