Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Заправка автомобиля – дело житейское. И обычно станции для пополнения запаса топлива создавались для удобства, а не для созерцания. Но все же и среди таких сугубо утилитарных сооружений иногда проектировались настолько оригинальные, что со временем они стали достопримечательностью местного, а то и мирового уровня. Именно о таких необычных автозаправочных станциях мира наша сегодняшняя «Музейная среда».
Заправочная станция в Сочи. Фото: forum.littleone.com.
Для начала вспомним как приобретали бензин пионеры автомобилизации в конце XIX – начале XX века. Машина или, как их тогда называли, самобеглые коляски еще были редкостью, специальной инфраструктуры для обслуживания этой причуды богатых людей не существовало, и бензин покупали в бидонах на складах нефтепродуктов.
Сам по себе бензин до изобретения двигателя внутреннего сгорания считался побочным продуктом при перегонке нефти. Долгое время ему не могли найти достойного применения, кроме как использовать в качестве растворителя или средства для выведения пятен. Продавался он в небольших пузырьках в аптеках, где в те времена торговали бытовой химией.
Одна такая аптека в немецком городке Вислох (север земли Баден-Вартемберг) и стала в августе 1888 года первой импровизированной автозаправочной станцией. По легенде, возле нее остановился трехколесный безлошадный экипаж, ведомый женой немецкого инженера и изобретателя одного из первых в мире автомобилей с двигателем внутреннего сгорания Бертой Бенц. Супруга Карла Бенца тогда совершала первое в мире длительное путешествие на изобретении своего мужа, направляясь из родного Мангейма в Пфорцхайм. Дорога была длинной – почти две сотни километров, поэтому по пути приходилось заниматься и мелким ремонтом автомобиля, и пополнением запаса топлива. Сейчас рядом с первой в мире «автозаправочной станцией» в Вислохе установлена стилизованная скульптура, напоминающая о пионерах автомобилизма.
Городская аптека немецкого городка Вислох – первая в мире АЗС. Фото: yaplakal.com.
С развитием производства автомобилей до промышленных масштабов стала появляться и соответствующая инфраструктура для их обслуживания. Уже в начале XX века мировым лидером по выпуску машин стали Соединенные Штаты Америки, перехватив первенство у Франции. Растущий спрос на автомобили и связанные с ними услуги привели к появлению специализированных придорожных заправок. Поначалу они представляли собой только емкость для бензина и насос. Но с ростом автомобильного парка и личного благосостояния владельцев заправок, оформление станций становилось все более оригинальным, а подчас вычурным.
Золотой век промышленной архитектуры наступил в 1930-х годах, когда даже на сугубо утилитарные здания, стал распространятся модный стиль «ар-деко». Большинство таких станций было сконструировано в США, что обосновано высоким показателем роста автомобильного сообщества, но некоторые появились и в самых неожиданных частях света. Например, автозаправка объединенная с сервисной станцией фирмы «Фиат» в Асмаре, столице крошечного государства Эритрея. Здание, напоминающее гигантский самолет и построенное еще в 1938 году, сохранилось до наших дней, несмотря на перенесенные страной войны в XX веке.
сервисной станции «Фиат» и автозаправки в столице Эритреи. Фото: twitter.com.
Пересечение тамы авиации с автомобилизмом было очень популярно в заправочном бизнесе. Ведь это самый лучший способ донести до клиента идею, что после заправки на такой станции автомобиль полетит как самолет. Футуристичные АЗС в стиле Jet Age (реактивная эра) стали почти нормой и обыденностью в конце 1950-х годов в США, когда реактивная авиация сокращала время и расстояния с невиданной ранее скоростью.
Среди подобных заправок находились оригиналы, поднимавшие уровень маркетинга на недосягаемую высоту. Некоторые не ограничивались архитектурой, а возносили над топливораздаточными колонками настоящие самолеты. Самой известной из них, пожалуй, была Bomber Gas Station в Милуоки, сумевшая еще в 1947 году раздобыть отлетавший свое в войну бомбардировщик Boeing B-17 («Летающая крепость»). Вплоть до 1991 года громадный самолет привлекал к автозаправке клиентов, а позже, когда АЗС все-таки разорилась, к расположенному рядом придорожному кафе.
Несколько десятилетий жители и гости Милуоки могли заправлять свой автомобиль под крыльями самолета Второй Мировой войны. Сейчас бомбардировщик находится на реставрации. Фото: twitter.com.
Некоторые владельцы автозаправочных станций привлекали внимание к своему бизнесу используя местные достопримечательности и фольклор. Так в Калифорнии с 1936 года существовала заправка, буквально вырезанная в пне огромного красного дерева возрастом более 1500 лет. Сейчас этому комплексу присвоен музейный статус.
Самая экологичная заправка мира, сооруженная из ствола древнего дерева. Фото: roadarch.com.
В странах с активно развивающейся автомобильной инфраструктурой причастные люди и компании не жалели сил и фантазии на популяризацию своего дела. А встречалось ли что-то нестандартное среди АЗС в социалистическом СССР, где превыше всего была командная экономика, план и общий регламент?
Да, в конце 1970-х годов в преддверии Олимпиады-80 в нескольких городах страны появились станции необычной архитектуры. Сооруженные в Сочи и Киеве, сразу прозвали «летающими тарелками», хотя они отличались принципиально. Заправки в городе-курорте удивляли космической формой здания для обслуживающего персонала, в то время как на АЗС в столице УССР был необычен даже способ подачи заправочного пистолета – он спускался к машине сверху из самого «космического» купола. Это удивляло жителей советских городов, но в Японии, откуда поставляли оборудование, было вполне рядовым явлением.
Из пары построенных в каждом городе «космических» заправок до наших дней сохранилось по одному сооружению. Некоторые из них были изменены: в киевской станции бензин уже подается не сверху, а идет через стандартные наземные колонки.
Две «космические» заправки появились в 1977 году в Киеве. Они были сооружены по японскому проекту. Фото: instagram.com.
По схожему принципу построили авангардную заправку в Куйбышеве (ныне Самара), где заправочные пистолеты спускались из двух плоскостей, напоминающих крылья самолета. По некоторым сведениям, подобные «японские» АЗС были и в Тбилиси, Баку и Москве рядом с Ростокинской эстакадой.
Необычные архитектурные решения в оформлении АЗС встречаются и в постройках недавнего времени, и мы обязательно расскажем о них в будущих выпусках «Музейной среды».
Авангардная АЗС, появившаяся в конце 1970-х годов в Куйбышеве (ныне Самара). Фото: prom-armatura.livejournal.com.
Нам по пути!