Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня у нас необычный выпуск «Музейной среды». Мы расскажем не о каком-либо виде транспорта, а о двигателе. Моторе-долгожителе, выпускавшемся более 60 лет, и буквально на днях завершившем свою многолетнюю карьеру.
Фото: m.fotostrana.ru.
За пару дней до Нового года на Заволжском моторном заводе в Нижегородской области собрали последний мотор схемы V8. За свою долгую жизнь этот двигатель существовал в многочисленных вариациях и обозначался множеством индексов.
Например, в 5,5-литровом варианте он мог быть как ГАЗ-13, так и ГАЗ-41. В первом случае он служил «сердцем» роскошной министерской «Чайки», а во втором обеспечивал подвижность и живучесть бронированной машины разведки и дозора БРДМ-2.
Впрочем, это были частные, интересные, но не самые распространенные версии мотора V8 разработки Горьковского автомобильного завода, которые производились небольшими экспериментальными сериями с 1958 года.
«Чайка» ГАЗ-13 первой из горьковских машин получила мощный двигатель V8 в 1958 году. Фото: kolesa.ru.
Роман с восьмицилиндровыми моторами у советских автотранспортников начался в 1963 году. Когда на Заволжском моторном заводе освоили простую и менее мощную версию горьковского V8 для комплектации грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66. Именно эта модель двигателя – ЗМЗ-53, а также ее многочисленные разновидности рабочим объемом 4,25 литра, стала самым массовым восьмицилиндровым бензиновым мотором в истории советского, а впоследствии и российского автопрома. Машины с этим двигателем можно было встретить везде: в городах и поселках, колхозах и совхозах, на военной службе.
Помимо самих грузовиков ГАЗ восьмицилиндровые двигатели ЗМЗ ставили на небольшие автобусы местного и служебного назначения выпуска заводов ПАЗ и КАвЗ. На Крайнем Севере трудились гусеничные траспортеры ГАЗ-71, производство которых наладили на соседнем заводе в Заволжье. Моторы на этих тружениках Заполярья тоже стояли свои, заволжские.
Даже на далекой Кубе некогда выпускали собственные автобусы марки Giron, на шасси павловского производства и с советскими моторами ЗМЗ. Одно время даже грузовики ЗИЛ планировалось комплектовать «восьмерками» горьковской разработки в дополнение к аналогичным двигателям своего московского «разлива». Правда, дальше планов эта идея, к сожалению, не пошла.
С другой стороны восьмицилиндровые моторы ЗМЗ и без того были вездесущи. В жизни советского человека не проходило ни дня, чтобы он не встретил машину под капотом которой тихо урчала «восьмерка» заволжского производства.
Горьковский грузовик ГАЗ-53 являлся самым массовым потребителем мотора V8 в Советском Союзе. Он выпускался с 1964 по 1993 год. Фото Дмитрия Федорова.
За 58 лет на ЗМЗ выпустили 6 531 101 экземпляр советского V8. В конце 1980-х годов выпускалось почти 300 тысяч подобных моторов ежегодно. Конечно, уже тогда, после двух мировых топливных кризисов и существенного роста цен на бензин, прожорливые восьмицилиндровые двигатели на грузовиках и автобусах выглядели анахронизмом. Но попытки их замены экономичными дизелями постоянно срывались.
Даже в условиях наступившей в 1990-х годах рыночной экономики оказалось, что замены, схожей по цене и простоте обслуживания бензиновому грузовику ГАЗ: просто нет.
Пытаясь приучить потребителя к дорогому дизелю воздушного охлаждения собственной разработки и производства, руководство Горьковского автозавода в 1996 году даже принудительно сняло с выпуска среднетоннажные бензиновые грузовики ГАЗ-3307 – наследники ГАЗ-53. Но в результате получило лишь катастрофическое падение сбыта и спешно вернуло бензиновый грузовик обратно на конвейер. Где он оставался вплоть до 2009 года, а по отдельным заказам госструктур его делали еще дольше – до января 2020-го.
С середины 1980-х годов заволжские моторы ЗМЗ также выпускались в вариантах, способных работать на сжиженном или сжатом природном газе. Фото: kmk.nnov.ru.
В своих последних вариациях этот древний мотор вписывался даже в жесткие экологические нормы уровня «Евро IV» (после оснащения системой впрыска топлива взамен карбюратора и каталитическим нейтрализатором выхлопных газов).
Но в последние годы производства выпуск бензиновых V8 уже не шел ни в какое сравнение с прежними временами. В основном эти двигатели шли на замену таких же, но отслуживших свой срок, да на комплектацию бюджетных версий автобусов ПАЗ.
В последний год выпуска сделали всего 7607 «восьмерок» и, говорят, подобные объемы производства совсем не окупал затраты.
С другой стороны, столь длинным жизненным циклом во всей истории мирового автопрома могли похвастаться только еще два мотора схемы V8: легендарный двигатель, изначально разработанный Rolls-Royce в 1950-х годах и отправленный на пенсию три года назад, и «джэмовский», так называемый «Смолл-блок». Правда, последний за свою шестидесятилетнюю карьеру все же сменил два поколения, заметно разнящихся с оригиналом середины XX века. Неплохая компания, да?
Такой необычный мотор создали советские конструкторы еще в середине 1950-х годов. Конечно, по схеме горьковская «восьмерка» явно следовала за Америкой, где тогда двигатели V8 были на пике моды. Но в те времена и весь прочий автомобильный мир смотрел на США, как на общепризнанного лидера. И копировал, как тогда казалось, самые удачные заокеанские находки и изобретения.
Последней моделью, которая комплектовалась бензиновым V8 производства ЗМЗ, был «народный» автобус ПАЗ-3204. Фото: avto-nomer. ru.
Нельзя сказать, что инженеры ГАЗа слепо перерисовали какой-либо конкретный образец американской «восьмерки». Безусловно, они внимательно изучали последние разработки, благо Советский союз не скупился на закупку новейших примеров зарубежной техники. И освоение передового V8 для грузовиков и представительских «Чаек» было прорывом на фоне того, что выпускалось на ГАЗе.
До середины 1950-х годов почти вся горьковская продукция ходила на четырех и шестицилиндровой тяге глубокого довоенного наследия. Тихоходной, нижнеклапанной, с корнями в американском «Додже» первой половины 1930-х. А здесь представлялся реальный шанс прорваться вперед, получив мощные, верхнеклапанные, оборотистые моторы, даже в чем-то превосходящие заокеанские прообразы. Ведь восьмицилиндровые моторы ГАЗ задумывались цельноалюминиевым, на что в США еще никто не решался. А у советского мотора блок цилиндров, головки, поршни и впускной коллектор отливались именно из крылатого металла. Это позволило получить невиданно легкую конструкцию при вполне достойных показателях мощности. Передовое решение советских инженеров обеспечило мощным, и в то же время простым восьмицилиндровым двигателям столь долгую жизнь. К моменту окончания их выпуска зарубежные аналоги ушли в историю, а наши моторы до сих пор трудятся на благо родной страны.
В бронетранспортере БТР-70 работало сразу два мотора V8 горьковской конструкции, обеспечивая боевой машине необычайную живучесть. Фото: war-time.ru.
В нашей коллекции Музея Транспорта Москвы ни один экспонат объединен «общим сердцем» – мотором схемы V8, среди них: грузовой автомобиль МРМ-М2 (131), пожарный автомобиль АЦ-40(130) и даже автобус ЛАЗ-695Е.