2 марта 2022

Кареты Её Величества

С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.


Семь десятков лет на престоле — неординарный юбилей для монарха. За это время сменилось несколько поколений, эпох, с карт даже пропала сама Британская Империя, но Елизавета II оставалась во главе Великобритании. А мы к юбилею правления королевы изучим ее автомобильные привычки.

Фото: autowp.ru.


Любопытно, что открывая новую главу в истории Британского королевского двора, 25-летняя Елизавета II принялась менять приоритеты династии Виндзоров уже начиная с автомобилей. До восшествия молодой королевы на престол более полувека британские монархи пользовались автомобилями английской марки «Дэймлер». Эта фирма являлась пионером серийного производства самобеглых колясок на Британских островах с той поры, как предприниматель Фредерик Симмс приобрел в 1891 году лицензию на производство двигателей немецкой фирмы «Даймлер». Отсюда едва ли не идентичное созвучие в наименованиях германской и британской марок, хотя последняя очень быстро пошла своим путем.

Первый автомобиль при английском королевском дворе появился в 1900 году после совместной поездки принца Уэльского Эдуарда и большого энтузиаста автомобильного дела Джона Скотта-Монтэгю. Принц впечатлился техническим новшеством настолько, что принялся немедленно советоваться насчет приобретения собственного автомобиля. Монтэгю, не долго думая, порекомендовал купить такой же как у него «Дэймлер».

Вот так, во многом чисто случайно, «Дэймлер» прописался в официальных поставщиках королевского двора и оставался на этой почетной должности более полувека. Даже когда Елизавета II, следуя вкусам своего супруга принца Филиппа, решила сменить «Дэймлеры» на «Роллс-Ройс», первые еще долго трудились на благо британской короны в качестве машин второго плана. Консервативные и не столь броские как «Роллсы» лимузины «Дэймлер» предпочитала королева-мать и прочие приближенные лица вплоть до упразднения бренда уже в нашем веке.

Все специальные королевские «Роллс-Ройсы» в одном кадре. Фото: www.kp.vedomosti.ru.

Впрочем, «Дэймлер» начал заметно сдавать еще до Второй Мировой войны и статус королевского автомобиля ему не сильно помог. В 1950 году Филипп Маунтбеттен, герцог Эдинбургский и молодой супруг тогда еще принцессы Елизаветы, заказал в качестве семейного экипажа возрожденный венец программы «Роллс-Ройса» — новейший «Фантом IV».


«Роллс-Ройс», несмотря на уже сложившуюся вокруг него славу автомобиля глав государств, миллионеров, звезд шоу-бизнеса и индийских магараджей, не мог поверить своей удаче, когда наконец смог внедриться в парк британской короны. И чтобы закрепить свой новый статус компания заявила, что новая «королевская» модель будет продаваться исключительно монаршим особам и первым лицам. Заказчиков набралось не много и поэтому за семь лет производства, с 1950 по 1956 год, «Фантом IV» поставили только в 18 экземплярах. Причем два из них предназначались Королевскому дому Великобритании.


Дело в том, что для торжественных выездов британские монархи издавна использовали машины с открывающейся или застекленной задней частью кузова, чтобы правителя видели подданные. Первый королевский «Фантом» оказался слишком приватным, поэтому в конструкцию внесли изменения: часть крыши над задним диваном сделали открывающейся.

Последний специальный «Роллс-Рейс» поступил на королевскую службу в 1978 году. Фото: www.сarsuk.net.

Для компании «Роллс-Ройс» держать в каталоге уникальную малотиражную модель, мало пересекающуюся конструктивно с другой продукцией и поставляемую исключительно правителям государств, оказалось невыгодно. Поэтому следующий «Фантом V» создавали исходя из унификации с другими моделями фирмы. Это позволило увеличить список клиентов, так как «королевская» репутация уже была создана и к ней мог приобщиться любой желающий, обладая необходимой суммой на заказ роскошной модели.


Так, представленный в октябре 1959 года «Фантом V» представлял собой всего лишь растянутое рамное шасси от стандартной модели «Сильвер Клауд». От нее же взяли мотор V8 рабочим объемом 6,2 литра и автоматическую коробку передач производства американской General Motors. Шасси «Фантома» продержалось в производстве вплоть до 1990 года, когда завершился выпуск последней классической разновидности под цифрой VI, а двигатель в слегка измененном виде оказался под капотами отколовшейся от «Роллс-Ройс» марки «Бентли» уже в XXI веке.


Принципиальное отличие «Фантом V» относительно «массовой» модели заключалась в невозможности получить автомобиль с завода целиком. «Роллс-Ройс» по-старомодному предоставлял заказчику только шасси, а вот кузов следовало заказывать отдельно в одном из специализированных ателье, принадлежащих компании (Park Ward и H.J. Mulliner). По идее, заказывая шасси можно было сразу оговорить и изготовление кузова.


Именно Park Ward построил два образца королевских «Фантомов» модели V в 1960 и 1961 году. При взгляде на эти машины невозможно было не заметить высокую линию крыши и большую площадь стекол — то, что требовалось для торжественных проездов. Исходя из этого же, заднюю часть крыши и торцевую стенку кузова у новых лимузинов выполнили из прозрачного пластика, которую при необходимости закрывали алюминиевыми панелями.


Последний специальный «Фантом», теперь уже в версии VI, пополнил парк королевы Великобритании к 25-летию её нахождения на троне — в 1978 году. Автомобиль был передан в качестве подарка от Ассоциации британских автопроизводителей и продавцов и стал первым «Фантомом», оснащенным модернизированным восьмицилиндровым мотором с увеличенным до 6,75 литров рабочим объемом. Если бы не новый двигатель, на освоение и отработку которого требовалось время, то доставка автомобиля могла случиться и раньше.

Визит Елизаветы II в Москву. Октябрь 1994 г. Фото: boris-martem.livejournal.com.


В дальнейшем британский королевский двор больше не заказывал «Роллс-Ройсы», предпочитая эксплуатировать имевшиеся в наличии, вплоть до ставшего уже культовым «Фантома IV» 1950 года. Единственное пополнение произошло в 1987 году, когда на 35-летний юбилей правления «Роллс-Ройс» презентовал Елизавете еще один «Фантом VI». Эта была вполне стандартная машина без увеличенной высоты крыши и прочих уникальных особенностей, присущих королевским автомобилям.


Несмотря на довольно преклонный возраст, королевские «Роллсы» оставались в строю вплоть до начала XXI века. Машины часто использовали в зарубежных поездках монарха, хотя многие страны считали за честь подготовить для королевы свой особенный экипаж. Два «Роллс-Ройса» сопровождали Елизавету и во время её единственного визита в Россию в октябре 1994 года. Тогда на борту королевской яхты «Британия» в Санкт-Петербург приплыл самый первый «Фантом IV» 1950 года и «Фантом VI» 1978 года. Почтенная машина середины века возила королеву по Северной столице, а более новый лимузин сопровождал монарха в Москве.


В XXI веке серьезно возросла опасность покушений, и в 2002 году в честь золотого юбилея царствования Елизаветы II, британский королевский двор получил два экземпляра самого уникального автомобиля в истории придворного гаража: бронированные «Бентли».


Четырьмя годами ранее автомобильный мир с интересом наблюдал раздел наследства империи «Роллс-Ройс/Бентли» между немецкими концернами БМВ и «Фольксваген». В результате марка «Роллс-Ройс» отошла баварцам, но без производственных площадей и бренда Bentley доставшихся «Фольксвагену». Итогом передела стало возведение компанией БМВ совершенно нового завода для выпуска «Роллс-Ройсов», которые теперь разрабатывались с нуля. Но запуск предприятия состоялся только в 2003 году, а новый королевский автомобиль требовался годом раньше. Поэтому титул поставщика Королевского двора перешел находящейся под контролем «Фольксвагена» марке «Бентли». У которой осталась прежняя производственная площадка и гамма классических моделей, на базе которых создали королевский экипаж.

У королевского «Бентли» нет специального наименования. Его обычно называют «государственным лимузином». Фото: www.autowp.ru.

За основу взяли седан Arnage R с классическим «роллсовским» двигателем, уходящим корнями еще в середину века. Правда, мотор во многом изменился, приобрел двойной турбонаддув и выдавал 406 сил — вполне достаточных для приведения в движение тяжелого бронированного экипажа. Главной новинкой стал уникальный кузов, выполненный принадлежащим «Бентли» подразделением Mulliner, отвечающим за особые проекты. Дизайн нового королевского автомобиля отличался, согласно традициям, особо высокой крышей и обширным остеклением задней части. В прочих деталях модель тоже сильно отличалась от остальных «Бентли», больше напоминая классические королевские «Дэймлеры» середины прошлого века. С той поры именно «Бентли» является главным официальным транспортным средством Елизаветы II.