С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Наш музей в самом начале этого года получил в свою коллекцию уникальный метровагон типа Б. Его история – тема нашей сегодняшней «Музейной среды».
Экспонат Музея Транспорта Москвы. Фото: Музей Транспорта Москвы.
Московский метрополитен отворил свои двери для пассажиров 15 мая 1935 года. Все было впервые и вновинку: станции-дворцы, невиданные ранее эскалаторы и роскошные поезда. Открывшие движение метровагоны типа А постройки Мытищинского вагоностроительного завода получились удачными для первой попытки. Но над ними стоило еще поработать, чтобы исключить все недочеты.
В середине 1930-х годов конструкторское бюро мытищинского завода уже разрабатывало следующее поколение подвижного состава – тип Г. Но сроки завершения проекта, а тем более постройки опытной партии вагонов, постоянно срывались. Новые составы для московской подземки требовались срочно под запуск второй очереди метро «Сокол – Театральная», намеченной на 1938 год. Поэтому было решено выпустить промежуточную серию вагонов типа Б.
Интерьер первых поездов московского метро. Фото: ww.mos.ru.
Они представляли собой модернизацию первого типа А. По отраслевым стандартам подобную доработку уже освоенной конструкции следовало бы обозначить Ам (вагон А, модернизированный). Но для того, чтобы продемонстрировать прогресс советского вагоностроения, улучшенный тип все-таки получил следующую букву алфавита. Внешне тип Б практически не отличался от первых составов московского метро. Основным видимым изменением стала усовершенствованная система вентиляции салона.
Эксплуатация первых вагонов показала, что свежего воздуха внутри явно не хватает: недостаточное количество приточных отверстий на возвышении крыши, направленных с каждого торца вагона в одну сторону, не обеспечивало равномерной и эффективной вентиляции. На типе Б проблему решили, увеличив количество воздухозаборников с 8 до 10 на каждой стороне, направив заодно каждый ряд в одну сторону. Таким образом, поступление воздуха в салон больше не зависело от направления движения состава. Чуть позже систему модернизировали еще раз – поставив на крыше массивные «черпаки», загребавшие воздух в салон с гораздо большей силой.
Вагон Б на станции «Красносельская», 1940 год. Фото www.wikipedia.org.
Прочие аспекты модернизации несли чисто технический характер, пассажиры этих изменений не видели. Они не могли заметить более прочные колесные тележки, усовершенствованные тормоза и автосцепки, а также опоры кузова сферической формы, позволявшие кузову изменять наклон для более скоростного и безопасного прохождения виражей. Доработали и систему безопасности, внедрив сигнализацию закрытия дверей, предусмотрели возможность аварийного освещения при отключении напряжения на контактном рельсе. Во всем остальном – привычные москвичам и гостям столицы вагоны.
Они формировались в поезда из двойных единиц, состоявших из моторного и прицепного вагона. В салонах пассажиров приветствовали хромированные поручни, мягкие диваны из натуральной кожи, а освещали пространство изящные плафоны-бра. Кстати, первоначальная окраска поездов типа Б отличалась от более поздних времен. Как и вагоны типа А, «Бэшки» в довоенные годы красовались в бежево-коричневых тонах.
Вагон типа Б на открытии станции «Завод имени Сталина» в 1943 году. Фото: www.wikipedia.org.
Тип Б стал последним массовым видом подвижного состава московского метро, который выпустили до начала войны. Освоить производство следующей серии Г так и не успели. С октября 1937-го по январь 1939 года в Мытищах построили 160 вагонов Б.
Несмотря на то, что изначально этот тип планировался для второй очереди подземки, первые поезда, состоявшие из вагонов новой серии, прописались на пилотной ветке «Сокольники – Центральный парк культуры и отдыха им. Горького». Позже их запустили и на отделившемся отрезке «Киевская – Курская». И только с запуском движения по нынешней «зеленой» ветке 11 сентября 1938 года вагоны Б переехали на предписанное им направление работы.
В послевоенные годы в эксплуатацию ввели более совершенные типы подвижных составов, и поезда, состоявшие из довоенных вагонов, переводили на менее загруженную Арбатско-Покровскую линию. Там была не так заметна меньшая вместимость старых вагонов и не слишком выдающиеся скоростные качества.
Во второй половине 1950-х годов вагоны Б модернизировали, внедрив возможность реостатного торможения с помощью плавного электрического замедления взамен пневматического воздействия колодок на колеса. Но эта доработка вышла половинчатой, так как прицепные вагоны на новую схему переделать не удалось. В таком виде вагоны прослужили до января 1975 года вместе с типом А.
Состав с вагонами типа Б на станции «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»). Фото из книги «Слово о Москве», 1947 год.
Долгое время считалось, что до нашего времени не сохранился ни один вагон Б. Встречались только переделанные в бытовки и сараи обрезки. Но в конце 2021 года в результате кампании Музея Транспорта Москвы «Делаем музей вместе» был найден целый кузов прицепного вагона №1119. Метровагон был найден сотрудниками музея на территории Харовского шпалопропиточного завода Вологодской области. Будущий экспонат перевозили в Москву целой командой. Теперь его ждет комплексная реставрация и жизнь героя выставочных проектов Музея Транспорта Москвы. Так еще одна реликвия московского транспорта была возвращена из небытия.