30 марта 2022

Гараж Николая II

С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Главным автомобилистом царской России являлся сам Николай II. Его личный гараж считался самым роскошным в Европе, если не в мире. В этом году «Собственному Его Императорского Величества Гаражу» исполняется 115 лет. Хороший повод, чтобы вспомнить события, сопровождавшие появление и существование первого гаража России.

Датой основания гаража Николая II считается 18 февраля (1 марта по новому стилю) 1907 года. Именно в этот день Император буднично подписал любезно предоставленную Министром Царского двора Владимиром Борисовичем Фредериксом записку по учреждению автомобильной части: «Повелеваю исполнить!». 

Бумага была формальностью, юридически выделявшей придворную автомобильную структуру в отдельное подразделение. На момент ее подписания в царском гараже было уже несколько автомобилей, возведены помещения для хранения машин в Царском Селе и Петергофе. 

Роман Николая II с главной любовью едва наступившего XX века – автомобилем – был в разгаре. Поначалу Император пользовался любезностью флигель-адьютанта Владимира Николаевича Орлова, лично возившего на своем французском «Делоне-Бельвиль» Николая и его семью. Об этих поездках осталось множество заметок в царских дневниках: «11 июня, Суббота. Около 3 час. Поехал в Ораниенбаум на моторе Орлова», «22 июня. Четверг. Отправились на моторе Орлова через Ропшу и Кипень в Гатчину, куда приехали в час 25 мин.». 

Самый первый автомобиль Николая II – «Делоне-Бельвиль», приобретенный в начале 1906 года. Фото: www.a.d-cd.net.

Но долго пользоваться любезностью придворного автомобилиста Император не мог и начал задумываться о приобретении собственного моторизованного экипажа. Им стал появившейся в Царском Селе в начале 1906 года личный «Делоне-Бельвиль» царя, купленный по совету Орлова, к мнению которого Николай II прислушивался. Машину оплатили из сумм, предназначенных на обслуживание Министерства императорского двора, по статье «Непредвиденные расходы». 

Следом в гараже прописалось четыре немецких «Мерседеса», а к концу 1906 года во владении двора находилось уже семь машин общей стоимостью в 100 тысяч рублей. Чтобы обеспечить разрастающееся автомобильное хозяйство соответствующей строкой бюджета, и учредили службу царского гаража. Так началась его славная, но недолгая история.  
 

Вплоть до революции в Российской Империи не было более блистательного собрания автомобилей, чем у Николая II. Гараж разрастался постоянно: приобретались автомобили для свиты и фельдъегерей, грузовики для обеспечения переезда двора между дворцами под Петербургом, возводились новые здания для стоянки, как, например, во дворце крымской Ливадии. На зените существования автопарк Императора насчитывал 56 машин. Почти все были самых престижных европейских марок: «Мерседес», «Роллс-Ройс», «Рено», «Пежо», несколько отечественных «Руссо-Балтов» и т.д. 

Внутренние помещения гаража в Царском Селе в 1912-1913 годах. Фото: www.ic.pics.livejournal.com.

Особой страстью Николая II по прежнему являлись шикарные французские «Делоне-Бельвиль». Эти автомобили с характерным круглым радиатором, имитирующим паровой котел (паровые машины являлись основным профилем компании), стали главными любимцами русского царя. А образ своего именитого заказчика французская фирма неизменно использовала в рекламе. Специально для России даже были созданы образцы модели с обозначением SMT, что полагалось расшифровывать как «Его Величество Царь». 

В этих машинах применялись невиданные по тем временам достижения в области комфорта: откидные подножки-ступеньки, пол с подогревом, электрическое освещение салона, жалюзи на окнах. Заодно в закрытой машине с кузовом лимузин предусматривалась остекленная надстройка в крыше, чтобы Император мог с достоинством вставать внутри салона в полный рост. 

Но помимо своей прямой задачи – обеспечение транспортом высочайших особ – царский гараж выполнял функцию испытательной базы. Именно в нем личным шофером Императора Адольфом Кегрессом была разработана одна из первых в мире конструкций полугусеничной машины, так называемых «автосаней».

Американский «Паккард», переоборудованный по заказу на зимний ход, в гараже Его Величества. Фото: www.pbs.twimg.com.

Кегресс по образованию был инженером, и с самого начала своей службы при дворе думал о повышении проходимости автомобилей в условиях снежной русской зимы. Из его экспериментов вышла следующая конструкция: на передних колесах монтировались лыжи, а с задним мостом комбинировался движитель с резиновыми лентами-гусеницами. Разработка оказалось настолько удачной, что позже использовалась не только на машинах  царского гаража, но и на фронтах Первой Мировой войны. А после революции в «автосани» конструкции Кегресса переоборудовали автомобили для первого руководителя Советского государства Владимира Ленина.

Здания придворного гаража в городе Пушкине (бывшем Царском Селе) – единственное, что дошло до наших дней от самого блистательного автопарка Европы. Фото: www.a.d-cd.net.

Февральская революция 1917 года привела к национализации царского автопарка. Вначале им пользовались руководители Временного правительства, а после октябрьского переворота бывшие императорские машины перешли в распоряжение большевиков. 

Во время эвакуации советского правительства в 1918 году, в Москву отправилась значительная часть царских автомобилей. Там они стали основой существующей до сих пор структуры для  обслуживания первых лиц страны – Гаража Особого Назначения.

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы