С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В этом году столичной службе такси исполняется 115 лет. В преддверии весьма солидной даты мы вспоминаем первые шаги московского таксомотора.
Фото: www.cont.ws.
Появление службы, предоставляющей автомобиль в аренду с водителем и оплатой по специальному прибору-счетчику, в России происходило в соответствии с мировыми тенденциями.
Первый таксомотор в мире появился на родине самого автомобиля – в немецком Штутгарте. Именно там 26 июня 1896 года вышел на маршрут первый социализированный автомобиль, снабженный счетчиком-таксометром. Следом эта практика быстро распространилась на мировые столицы.
В Российской Империи первые попытки организовать сдачу автомобилей в аренду с водителем относились еще к концу XIX века. В 1899 – 1900 гг. изобретатель Ипполит Романов построил с помощью петербургской фирмы «Фрезе» два образца электрического кэба. Позже сама компания «Фрезе» рекламировала сдачу электрических и бензиновых экипажей в Петербурге и в Варшаве. Вскоре подобным родом деятельности занялись и обычные автомобилисты, стремясь заработать.
Примерно такой «Олдсмобиль» стал первым московским таксомотором. Фото: www.autowp.ru.
Что касается Москвы, то в её размеренно-купеческий быт первое такси вошло лишь в 1907 году. 1 сентября газета «Голос Москвы» опубликовала заметку: «Какой-то шофер привесил к своему небольшому американскому «Олдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливаясь на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков». Имени пионера нового бизнеса история не сохранила, но именно с этой даты отсчитывается история московского такси.
Вскоре привычка брать автомобиль внаем стала весьма популярной у зажиточных москвичей, и на Страстной (Пушкинской) площади даже образовалась стихийная стоянка или, как её тогда называли, «биржа», на которой можно было взять автомобиль «в прокат».
Первое специализированное предприятие, эксплуатирующее такси, появилось двумя годами позже. «Товарищество Автомобильного Передвижения» (ТАП) базировалось на Старой Басманной и начинало с четырех автомобилей: французских «Даррак», немецкого НАГ и итальянского «ФИАТ».
Успех превзошел самые смелые ожидания, через два года «Товарищество» превратилось в акционерное общество, а количество машин у него выросло до 38. Уже тогда ТАП строил свою бизнес-модель согласно современным правилам: его машины отличались особым красным цветом и в обязательном порядке оснащались таксометрами.
Таксомотор марки «Даррак» товарищества ТАП, 1909 год. Фото www.moscowsteps.com.
Обыватели тоже были довольны новым сервисом. Журнал «Автомобилист» в 1909 году писал: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим спросом у публики. Можно с уверенностью сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».
А вот и дошедший до наших дней отзыв купца первой гильдии Мамликова в письме супруге: «А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая».
При такой популярности неудивительно, что в перспективную сферу услуг быстро вступили и другие компании: «Московское Товарищество «Март» с машинами «Бенц»,«Такса», применявшая немецкие «Адлер», и множество мелких предпринимателей с одной или несколькими «моторами».
На конец 1911 года в Первопрестольной бегало уже 79 такси, к лету 1913-го количество выросло до 217. Тарифы устанавливались не самими предпринимателями, а городской управой: днем – 40 коп. за версту, ночью в полтора раза больше.
Реклама таксомоторов ТАП. Фото www.gruzovikpress.ru.
Спрос на услугу оказался столь значительным, что была организована служба телефонного заказа машины. Но единый свод правил, применяемых к таксомоторному бизнесу, московская городская дума выработала только к 1915 году – на четыре года позже, чем подобный документ был внедрен в Петербурге.
То, что в этой сфере требуется жесткий контроль явно демонстрирует заметка из журнала «Автомобилист» за 1910 год: «Московские автомобильные счетчики умышленно устанавливаются на машинах так, что пассажир не может видеть их. Одни счетчики расположены где-то между колесами машины, и, когда вы кончаете поездку, шофер лезет под автомобиль, зажигает спичку, куда-то долго всматривается и, наконец, безапелляционно заявляет, сколько надо платить. Другие счетчики стоят в ногах у шофера, третьи – около руля. Но все они неизменно своим циферблатом обращены в противоположную от пассажира сторону».
К 1914 году в Москве работало уже почти три сотни такси. С началом Первой Мировой войны парк начал уменьшаться из-за мобилизации годных к воинской службе автомобилей на фронт. Оставшиеся машины продолжали работать даже после революции 1917 года. Но уже на следующий год практически весь транспорт, принадлежавший частным лицам и бизнесу, конфисковали, что положило конец службе такси. Частный извоз фактически вернулся в XIX век – на пролетки и лошадиную тягу.
Только через восемь лет после революции в Москве снова появилась полноценная служба такси. Фото: www.kolesa.ru.
Лишь 21 июня 1925 года такси вернули на официальную службу городу, теперь уже столицы СССР. Именно в тот день на улицы Москвы выкатился первый десяток советских таксомоторов, рассказ о которых в «Музейной среде» появится во второй части, продолжение следует...
Нам по пути!