Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
65 лет назад с конвейера завода «Красное Сормово» в Горьком сошло судно, устроившее настоящую революцию в речном транспорте. О человеке, который научил водный транспорт летать, и его детище – скоростном теплоходе на подводных крыльях «Ракета» наша сегодняшняя колонка.
Фото: www.fotostrana.ru.
Феномен судна на подводных крыльях тесно связан с личностью его создателя, ровно так же как космическая техника с Сергеем Павловичем Королевым. Имя отца летящих над волнами кораблей – Ростислав Евгеньевич Алексеев. Энтузиаст водного спорта, он еще с юношеских лет строил лодки и яхты так, чтобы они были быстрее других.
Оказавшись вместе с семьей на берегах Волги в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород), он не забросил свое увлечение и поступил на кораблестроительный факультет индустриального института. Здесь он занялся изучением науки-гидродинамики, это позволило ему гораздо глубже взглянуть на взаимодействие корпуса судна с водной средой. И вдохновиться простой физикой: чем меньше соприкосновение между ними, тем выше скорость.
Итогом размышлений и расчетов стал дипломный проект катера-глиссера на подводных крыльях. Но, несмотря на успешную защиту, будущее у этого проекта осталось неопределенным. Новоиспеченного инженера отправляют на завод «Красное Сормово», производство которого переориентировали с судостроения на выпуск танков Т-34.
Главный конструктор советских судов на подводных крыльях – Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980 гг.). Фото www.pikabu.ru.
Предложение Алексеева сделать истребитель подводных лодок на подводных крыльях не нашло поддержки Наркомата Военно-Морского флота. Тем не менее, идеей заинтересовалось руководство завода. Оно выделило в напряженном графике работы молодого инженера несколько часов в день на доработку перспективного проекта.
Ростислав Евгеньевич совершенствовал свое детище, создавая масштабные модели скоростного катера и тестируя их при помощи буксира. После подробного отчета о проделанной работе под Алексеева решили сформировать опытную «Гидролабораторию», где он с помощью единственного помощника создал свой первый настоящий катер на подводных крыльях. Судно получилось настолько удачным, что вскоре Алексеев стал руководителем полноценной Научно-исследовательской гидролаборатории. В неё он пригласил своих лучших друзей-яхтсменов, понимая, что такой нестандартный проект способны развивать только люди творческие, живущие между небом и водой .
В 1947 году правительство поручило горьковскому коллективу создать торпедный катер на подводных крыльях. Параллельно с этим Алексеев разработал пассажирское скоростное судно, способное перевезти до 60 человек на невиданных ранее скоростях.
Гражданский проект отклонили по соображениям секретности, к тому же считалось, что речной транспорт устарел, заведомо убыточен, и вскоре основную массу пассажирских перевозок возьмет на себя бурно развивающаяся гражданская авиация. Но команда Алексеева не оставила надежды сделать корабль-ракету.
Первое испытание: без закрытой рубки, которую позже сделают по образу кузова автомобиля «Победа». Фото: www.fleetphoto.ru.
Действовать решили нестандартно. На парткоме «Красного Сормово» предложили построить опытный образец пассажирского судна на подводных крыльях в подарок намеченному на лето 1957 года Московскому международному фестивалю молодежи и студентов.
На фестивале СССР готовился показать все свое самое лучшее: горьковский автозавод специально под это событие выводит в производство знаменитую 21-ю «Волгу», на московском автозаводе спешно переделывали устаревший автобус ЗИС-155 в яркий «фестивальный» ЗИЛ-158. Даже первый искусственный спутник Земли намеревались запустить как раз в канун открытия фестиваля. Впрочем, с последним не успевали, зато стремительный корабль от «Красного Сормово» отлично вписывался в список передовых достижений советского народа.
Работа намечалась авральная. На работу у команды было всего 11 месяцев: с начала проектирования весной 1956 года и до спуска на воду 8 мая следующего года.
Никогда ранее пассажиры речного транспорта не чувствовали себя словно в салоне реактивного самолета. Фото: www.wikipedia.org.
Алексеев лично становился за штурвал еще недостроенного судна и отмечал его превосходные качества. Надо сказать, что корабль получился невероятно красивым. Ростислав Алексеев обладал врожденным художественным даром и старательно выводил карандашными набросками стремительные обводы своего детища. Его соратники помнят, как он постоянно стремился к совершенству и перерисовывал расположение окон в надстройке в поисках идеала.
День высокого показа состоялся 26 июля 1957 года. Теплоход ошвартовался от Горького и за 14 часов «долетел» по воде до Москвы, где тотчас возглавил парад фестивальных судов. Ему очень подошло имя «Ракета», понятное без перевода на большинстве языков и превосходно отражавшее наметившуюся гонку сверхдержав как в космосе, так и на земле.
Восторженная пресса писала о новом речном транспорте, зарубежные гости стремились увидеть «Ракету», а Никита Сергеевича Хрущев лично посетил судно.
Даже королева Елизавета II пользовалась советской «Ракетой». Суда эксплуатировались британской компанией на реке Темзе. Фото: www.2009-2020.oborona.ru.
После окончания фестиваля первая «Ракета» полгода ходила на маршруте Горький-Казань, преодолевая 400 км всего за семь часов. Экономика судна оказалась отличной, гораздо лучше традиционных посудин, неспешно плывших по Волге, и со следующего года начали серийное производство пассажирской «Ракеты». Вскоре к ней присоединился более вместительный «Метеор», и началась настоящая революция речного транспорта, начатая Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Причем трансформация происходила не только в СССР, суда закупали и зарубежные страны.
В советское время было создано множество судов на подводных крыльях различного размера, но их массовое производство прекратилось после распада СССР. Сейчас строятся штучные экземпляры, а редкие сохранившиеся «Ракеты» можно встретить на речной глади.
Нам по пути!