Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Нашей выставке «Мечта Москвича» сегодня (18 мая) исполняется год. Выставка продлится еще несколько месяцев, и экспонаты разъедутся из павильона «Транспорт СССР» на ВДНХ в свои уютные хранилища. А «Мечта Москвича» останется не только в памяти её создателей и более 100 000 посетителей, но и в книжном формате, вобравшем в себя все детали экспозиции.
Жанр этого фолианта определить трудно. Перед нами не стандартный каталог экспонатов и не описание выставки. Нет, это немного другое. Авангардно-художественный альбом, позволяющий снова и снова путешествовать по залам выставки. Исторический экскурс в славное прошлое автомобилей марки «Москвич», рассказанный людьми, которые создавали московские малолитражки, участвовали на них в гонках. Словом, творили биографию «Москвича».
Линия жизни автомобиля делится в книге на этапы-главы, как и на выставке. Шаг за шагом, зал за залом мы проникаемся историей завода, подмечая неожиданные детали в известных фактах и удивляясь ранее неизведанному.
Период освоения советской малолитражки КИМ сменяется первым поколением послевоенных «Москвичей». Далее собственные разработки завода АЗЛК, расширение перспектив вдоль и вширь, слава СССР и успех за рубежом.
Книга ценна наличием на её страницах тех же редких фотоснимков и архивных документов, которые можно увидеть только на нашей выставке. Но при личном посещении экспозиции на ВДНХ из-за обилия информации многое можно пропустить, а вот здесь, на книжных страницах, они доступны к просмотру всегда. А еще на разворотах книги можно в подробностях изучить внешность представленных на «Мечте Москвича» машин, их интерьеры, деталировку.
Самые мечтательные разделы выставки и книги – страницы истории, посвященные участию «Москвичей» в автоспорте и работе завода АЗЛК на перспективу. Здесь мы вглядываемся в афиши гонок давно прошедших лет и любуемся формами непривычных «Москвичей»-прототипов, которые так и не были серийно выпущены.
Тут и гоночная «Формула» марки «Москвич», которая при немного иных обстоятельствах могла бы участвовать в мировом чемпионате «Формулы-1». А рядом другой полюс интересов мира «Москвичей» – утилитарный внедорожник. Тоже ставший лишь экзотическим этапом конструкторско-экспериментальной работы завода, хотя за эту машину могли бы проголосовать рублем десятки тысяч советских автомобилистов.
Чем ближе к финальным страницам книги, тем больше возникает желание узнать, как бы выглядел «Москвич» в наши дни. Об этом мы вместе со студентами МГХПА им. Строганова поразмышляли в рамках временной экспозиции «От эскиза до прототипа» в рамках выставки «Мечта Москвича». Спешите увидеть!
Каталог «Мечта Москвича» возвращает нас в те времена, когда автомобиль «Москвич» был легендой, и напоминает об эмоциях, которые мы вместе с вами испытали, впервые переступив порог первого зала экспозиции. Приобрести коллекционное издание можно в сувенирных магазинах Музея Транспорта Москвы в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ и на Северном речном вокзале. А после смены экспозиции с любимыми «Москвичами» мы еще обязательно встретимся, но уже в Гараже Мельникова на Новорязанской улице, д. 27.
Нам по пути!
*Фотографии предоставлены Музеем Транспорта Москвы