1 июня 2022

Как зарождалось велостроение в России

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 

В преддверии Всемирного дня велосипеда, который жители планеты отмечают 3 июня, мы решили вспомнить, как эта традиция зародилась в нашей столице. Выкатывая на улицу двухколесного педального коня, мы не задумываемся, что в Москве этот вид транспорта появился более века назад. Сегодня вспомним об истоках велодвижения в России. 

Фото: www.krassever.ru. 

Официально считается, что первый прообраз велосипеда построил барон Карл Фридрих фон Драйс из Мангейма в 1817 году. В России же долгое время именовали пионером велостроения уральского мастерового Ефима Артамонова. Легенда гласила, что на собственноручно сделанном «самокате-велосипеде» он приехал из Верхотурья в Москву на коронацию Александра I в 1801 году. И за этот подвиг был освобожден от крепостной зависимости со всем своим потомством. 

Несмотря на то, что существование Ефима Артамонова документально не подтверждено, ему даже ставят памятники как русскому изобретателю велосипеда. Фото: www.angara.net. 

Дальнейшие исследования показали, что нет документальных свидетельств ни факта изготовления уральского велосипеда, ни существования самого Артамонова. И скорее всего это только миф.

Поэтому переместимся на полвека вперед в 1860-е года. В то время любопытная заграничная «штучка» на двух колесах и с педалями начинает завоевывать интерес русской аристократии.

Приблизительно в 1865-м году задокументирован первый  образец велосипеда отечественной разработки. Появляется на свет он в усадьбе графов Шереметьевых в Останкино, где его изготовил из железа местный кузнец.

Трудно сказать, копировал ли неизвестный мастер зарубежный образец или сам сконструировал модель. Но главное – другое: каким-то чудом этот самый старый русский велосипед сохранился, и мы можем увидеть его в музее-усадьбе «Останкино».

Типичный велосипед 1860-х годов отечественной выработки. Фото: www.moskva.bezformata.com.

Первые велосипеды представляли собой примитивные модели на деревянной или металлической раме с педалями у оси переднего колеса, без каких-либо шин и прочих амортизирующих элементов. 

На улицах на такой конструкции появляться не рекомендовалось. Во-первых, проехать по булыжным мостовым без ущерба для здоровья было невозможно, во-вторых, езда на агрегате считалась чем-то неприличным и недостойным почтенной публики. Поэтому местом встреч велосипедистов были конные манежи, где они проводили время, раскатывая на своих двухколесных железных конях.

С появлением новой конструкции, так называемого «паука» с огромным передним колесом, над которым возвышалось сидение, а потом и велосипедов привычного нам вида, отношение к ним постепенно стало меняться.

Чтобы решить эти проблемы, в Москве в 1884 году организовали общество велосипедистов-любителей, которое занялось популяризацией нового вида спорта. Занятие оставалось прерогативой состоятельных людей: аристократии, промышленников и купцов, так как стоимость велосипеда составляла 300-400 рублей (зарплата рабочего за год). 

Позировать перед объективом фотографа на дорогом велосипеде было очень популярно в начале XX века. Фото: www.commons.wikimedia.org.

Спрос на велосипеды возрос к концу XIX века. Катание на двухколесном транспорте превратилось в модное времяпрепровождение. Ситуация изменилась в том числе из-за появления моделей отечественного производства, которые хоть не намного, но все же выходили дешевле зарубежных аналогов, а значит стали доступнее.

Пионером русского велостроения считается «Велосипедная фабрика «Россия» А. Лейтнера», располагавшаяся в городе Риге Лифляндской губернии. Она была основана 10 сентября 1886 года, и за 31 год существования прошла путь от мелкой мастерской до ведущей фабрики в отрасли.

Несколько велосипедных предприятий существовало в Петербурге. Но там выпуск в основном инициировали торговые дома. Поначалу они организовывали производство рам и других не слишком сложных частей при своих ремонтных мастерских, затем процент отечественных комплектующих повысился, и в итоге вышло полноценное изготовление велосипедов. 

Рекламный листок московского велозавода «Дукс». Фото: www.dyr4lk.ru.

Но петербургское производство не шло ни в какое сравнение с московской велосипедной фабрикой «Дукс» Юлия Александровича Меллера (еще одним основоположником отечественного велостроения). Предприятие, начавшее свой путь с небольшой мастерской в 1893 году, впоследствии разрослось до могучего производителя велосипедов, мотоциклов, автомобилей, самолетов и прочей техники.

Поначалу в мастерской Меллера велосипеды собирали из английских деталей, постепенно повышая процент собственных узлов. Программа фирмы с первых лет существования была необычайно широка: предлагались легкодорожные, мужские, дамские, гоночные, многоместные и детские модели. 

Для прогулок на дальние расстояние энтузиасты велоспорта предпочитали многоместные модели. Фото: www.automobili.ru.

Московский веложурнал «Циклист» в репортаже с Нижегородской выставки 1896 года (где продукция Меллера впервые была представлена широкой публике) писал: «Все велосипеды фабрики «Дукс» выглядели изящно, имели узкую каретку, раму модели 1896 года и легкий вес».

К началу Первой Мировой войны велосипедный бум, характерный для первого десятилетия века, заметно спал. Педальная машина превратилась в обычное транспортное средство, доступное почти всем слоям русского общества. 

К поворотному 1917 году на «Дуксе» числилось 2415 рабочих и служащих. К тому моменту на фабрике было изготовлено более 55 тысяч велосипедов, и цена на них упала до вполне приемлемых 150-200 рублей.

Октябрьские события того же года заставили основателя фирмы вместе с семьей перебраться во Францию. Вместе с их отъездом прекратилось и производство. 

По заказу военного ведомства московский завод создал складную модель «Дукс-боевой». Фото: www.polymus.ru.

Но меллеровское наследие не погибло в Советской России. Несмотря на минимальные объемы выпуска возрожденного в 1920-х годах предприятия, качество велосипедов  московской фабрики оставалось близким к дореволюционному. Возможно оттого, что во многом использовались детали, лежавшие на складах еще с дореволюционных времен.

Правда, от наименования фабрики не осталось и следа. Предприятие переименовали в «Государственный авиазавод № 1» треста «Авиахим». Аэропланы для СССР были важнее, чем велосипеды.

В 1931 году бывший завод «Дукс» разделили на несколько предприятий. Одно из которых превратилось в известный по всей стране Московский велозавод. 

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы